Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях - одна из самых актуальных. Практически каждый человек раз в жизни оказывается в экстремальной ситуации, которая требует максимального напряжения воли и сил, умения быстро оценить произошедшее и выбрать наиболее эффективный способ защиты или спасения. Самая незащищенная и уязвимая часть населения - дети. Познавая мир, они интересуются окружающими их предметами и явлениями, которые зачастую могут угрожать их жизни.
Цели, задачи и содержание работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности определены учебной программой дошкольного образования: направление "Социально-нравственное и личностное развитие", образовательная область "Ребенок и общество", компоненты программы: "Безпасность жизнедеятельности", "Рукотворный мир".
В рамках решения актуальных задач по обеспечению качества дошкольного образования с целью формирования образовательного пространства, обеспечивающего безопасность жизнедеятельности каждого воспитанника, педагоги учреждения дошкольного образования в основу своей работы с детьми должны поставить паритетное взаимодействие с семьей. Наряду с родителями и педагогами учреждения дошкольного образования в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста должны принимать участие различные ведомственные структуры. Ведь правила, усвоенные в детстве, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Процесс обучения малышей ОБЖ довольно длительный и трудоемкий. Важно помнить, что только преподнесение материала с учетом возрастных особенностей детей и систематическая работа в этом направлении могут дать желаемый результат. Чтобы обучение было действенным, приносило пользу и не провоцировало детей на опасные игры и действия, необходимо учитывать следующие рекомендации:
- Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление; словесно-логическое мышление начинает формироваться с 5 лет. В силу этого словесное объяснение правил детьми воспринимается гораздо хуже, поэтому при проведении занятий (бесед) необходимо применять средства наглядности (плакаты, картинки). При рассматривании иллюстраций необходимо побуждать детей высказывать свое отношение к увиденному, учить давать оценку, делать правильные выводы. В ходе беседы нужно знакомить детей с причинами пожаров и другими чрезвычайными ситуациями; рассказывать о том, к каким последствиям они приводят, и тем самым вызывать у воспитанников чувство эмпатии к попавшим в беду; формировать бережное отношение к игрушкам и имуществу, которые могут сгореть в огне. В тоже время нельзя запугивать детей страшными картинами последствий пожаров. Текст беседы должен быть понятным и простым, нужно избегать сложных формулировок и непонятных слов.
- Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, поэтому она является одним из самых эффективных средств обучения основам безопасности жизнедеятельности. В практике работы с детьми по формированию культуры безопасности жизнедеятельности целесообразно использовать разные виды игр: сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные. Разнообразные по форме и содержанию игры вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая освоение социального опыта взрослых: знаний, умений и навыков, способов и правил поведения, моральных норм, оценок и суждений.
- Не менее эффективным средством обучения дошкольников основам безопасности жизнедеятельности может стать художественное слово. При подготовке бесед с детьми рекомендуется использовать тексты сказок, небольших рассказов, стихов, загадок, поговорки. Они активизируют детскую память, внимание, мышление.
Необходимо помнить, что, чем выразительнее взрослым преподносится текст художественного произведения, тем отчетливее возникают образы в детском воображении. Особенное нравятся детям сказки, которые позволяют организовать их обучение правилам безопасности вместе со сказочными героями. Сказку желательно рассказывать, а не читать. Такая передача текста поможет усилить эмоциональное воздействие, будет содействовать лучшему восприятию его содержания и пониманию смысла. При ознакомлении дошкольников с различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, после прослушивания сказки желательно провести с ними беседу, чтобы они более глубоко осознали и поняли основную идею произведения. Взрослому необходимо заранее продумать вопросы. Они должны быть лаконичными, конкретными и должны сосредотачивать внимание дошкольников на главном.
4. В работе с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности необходимо учитывать особенности их психического развития на каждом возрастном этапе. В связи с эим основными методами работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей 3-х лет являются рассматривание картинок, иллюстраций, беседы, чтение стихотворений и сказок, показ инсценировок, во время которых дети учатся понимать слово "опасность". Все это поможет научить их быть осторожными в необходимых условиях, привить им первичные навыки безопасности (нельзя подходить к огню и играть со спичками, купаться в водоемах без сопровождения взрослых и т.д.).
Дети 4-5 лет начинают делать первые самостоятельные выводы, исследуют предметы, наблюдают доступные их пониманию явления, выделяют признаки, сравнивают, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи. С расширением области самостоятельной деятельности детей увеличивается и степень риска. Ребенок все чаще проявляет инициативу в своих действиях, его игры становятся творческими. Он берет на себя роль взрослых, подражает им играя. Основными методами работы с детьми данного возраста являются чтение художественной литературы, рассматривание картинок и иллюстраций, показ инсценировок с помощью игрушек, беседы, игры.
В систему работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности следует включать:
- занятия, беседы с детьми с использованием наглядности, сказочных героев;
- экскурсии в пожарную аварийно-спасательную часть;
- видеофильмы, мультфильмы по ОБЖ;
- художественные произведения, стихи; музыкальные произведения;
- конкурсы;
- спортивные развлечения, праздники;
- игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические);
- специальные ситуации для отработки правильных действий.
Игра "Где прячется опасность"
Задачи: закрепилять у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, ситуациях, расширять знания об основах безопасности жизнедеятельности; развивать внимание, умение рассуждать, делать выводы.
Материалы: макет телевизора, "кинопленка" (картинки на пожарную тематику, скрепленные мужду собой).
Ход игры
Ведущий "включает" телевизор, предлагает посмотреть передачу на тему "Где прячется опасность?". Озвучивается проблемная ситуация: в телевизоре пропал звук. Дети должны рассказать о сюжете, изображенном на кадре, озвучить правило безопасности (например, ребенок играет со спичками - спички детям не игрушка, может возникнуть пожар). Примерные варианты изображений на кадрах: ребенок с ножницами в руках заглядвает в розетку; дети не потушили костер в лесу и т.п. Выигрывает тот, кто больше кадров "озвучит".
Игра "Опасные предметы дома"
Задачи: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими; формировать навыки осознанного использования знаний пожарной безопасности в повседневной жизни, развивать внимание.
Материалы: картинки с изображением предметов на пожарную тематику (спички, электроприборы, зажигалка и т.д.)
Ход игры
Ведущий. Ребята, вы уже большие. Кого из вас родители оставляли дома одних? Какие опасности ждут вас дома? (Ответы детей)
Мы сейчас попробуем определить, какие предметы в доме можно считать опасными. Отгадайте загадки о домашних предметах и подумайте, чем они могут быть опасными. Вам в помощь даются картинки с изображением предмета, о котором вы должны будете рассказать.
- Он один на всем свете
Очень рад пыль встретить. (Пылесос)
2. Плывет параход
То назад, то вперед,
А вокруг такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг)
3. На столе, в колпаке
Да в стеклянном пузырьке
Поселился дружок,
Развеселый огонек. (Настольная лампа)
Игра "Спасатель"
Задачи: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, работе спасателя; формировать представление о значимости правильного безопасного поведения для охраны своей жизни и здоровья.
Материалы: картинки на пожарную тематику.
Ход игры
Ведущий беседует с детьми о тяжелой и опасной работе спасателей. Обращает внимание детей на то, что спасатели не только тушат пожары, но и рассказывают людям, что нужно делать, чтобы не произошел пожар. Предлагаем детям побыть в роли спасателей, т.е. рассказать о том, что нарисовано на картинке и почему нельзя этого делать.
1. Девочки зажигают спички.
Если младшие сестрички
Зажигают в доме спички.
Что ты должен препринять?
Сразу спички отобрать.
Всем ребятам знать пора:
Спички - это не игра.
2. Белье сушится над газовой плитой.
Не суши белье над газом -
Все сгорит единым разом.
3. Оставленная без присмотра печь.
Когда без присмотра оставлена печь,
Один уголек может дом целый сжечь.
4. Включенный утюг.
Чтобы он не стал врагом,
Будь осторожен с утюгом.
5. Дети поджигают сухую траву, листья.
Возле дома и сарая
Поджигать траву не смей:
Может быть беда большая
Для построек и людей.
Игра "Цветик-семицветик"
Задачи: систематизировать и закрепить знания о причинах возникновения и средствах тушения пожаров; формировать умения классифицировать предметы, самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Материалы: круги синего и красного цвета, лепестки с наклеенными предметами (на одних лепестках предметы, которые могут стать причиной возникновения пожаров, на других - предметы, которые являются средствами тушения пожара).
Ход игры
Ведущий беседут с детьми об опасностях, которые подстерегают их везде: на воде, на дороге, в лесу, дома, у огня. Подробно беседуют об огне, пожаре. Предлагает поиграть в игру "Цветик-семицветик".
Необходимо собрать два цветика-семицветика, лепестки которых опали и перепутались. К синему кругу положить лепестки с изображением предметов, которые являются средствами тушения пожара, к красному - лепестки с изображением предметов, которые могут стать причиной возникновения пожара. Побеждает тот, кто больше всех соберет правильных лепестков и объяснит свой выбор.
Игра "Черный ящик"
Задачи: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, предметах, которые могут стать причинами возникновения пожара, средствах тушения пожара, формировать навыки осознанного использования полученных знаний в повседневной жизни.
Материалы: предметы, которые могут стать причинами пожара (коробок спичек, зажигалка, свечка, бенгальский огонь и т.д.); средства тушения пожара (огнетушитель, вода, песок и т.д.); черный ящик.
Ход игры
Ведущий беседует с детьми о телепередаче "Поле чудес". Обращает внимание на черный ящик, выясняет знания детей о назначении данного предмета в вышеуказанной игре. Затем предлагает угадать, что лежит в черном ящике. В ящик кладутся предметы, которые могут стать причиной возникновения пожара или средством его тушения. Дети могут задавать ведущему вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет".
Предмет металлический? (Нет)
Бумажный? (Да)
Круглый? (Нет)
Прямоугольной формы? (Да)
Красного цвета? (Нет)
С ним можно играть? (Нет)
Он горит? (Да)
Это коробок спичек? (Да)
Выигрывает тот, кто первым угадает, какой предмет лежит в ящике.
Игра "Волшебный кубик"
Задачи: расширить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать умение самостоятельно использовать полученные знания в повседневной жизни.
Материалы: кубик, обклеенный фланелью, набор картинок на пожарную тематику.
Ход игры
Вариант 1. Ведущий прикрепляет на грань кубика картинку, где изображен предмет, который может стать причиной возникновения пожара или средством его тушения. Дети, у которых есть аналогичные предметы, подходят и прикрепляют их на кубик.
Вариант 2. Ведущий прикрепляет на грань кубика картинку, где изображен предмет, который может стать причиной возникновения пожара или средством его тушения. Называет этот предмет, говорит, что он обозначает и подходит к тем детям, у которых есть картинки этой группы.
Вариант 3. Ведущий прикрепляет на грань кубика картинку, где изображен предмет, который может стать причиной возникновения пожара или средством его тушения. дети изучают свои картинки. Те, у кого есть картинки этой группы, рассказывают о них, не называя, что это, а остальные дети отгадывают картинку по описанию.
Игра "Починим комбинезон"
Задачи: расширить знания детей о работе спасателей и пожарной безопасности; развивать внимание; воспитывать уважение к людям этой профессии.
Материалы: силуэты комбинезонов с "дырками", наборы геометрических фигур.
Ход игры
Ведущий беседует с детьми о работе спасателя, обращает внимание на комбинезоны, говорит, что при тушении у пожарных прогорели комбинезоны. А им скоро нужно выезжать на пожар. Необходимо "починить" комбинезоны, т.е. найти такие геометрические фигуры, которые по форме похожи на "дырки". Дети выполняют задание. Выигрывает тот, кто первый справится с заданием.
Игра "Кто быстрее наберет номер 101"
Задачи: отрабатывать действия в случае возникновения пожара, расширять знания детей о пожарной безопасности.
Материалы: карточки из бархатной бумаги с наклеенными цифрами из наждачной бумаги от 0 до 9 (несколько экземпляров); косынка.
Ход игры
Ведущий беседует с детьми о работе спасателей, по какому номеру необходимо вызывать спасателей. Затем предлагает представить, что ночью случился пожар, в доме темно, а нужно срочно вызвать спасателей. С закрытыми глазами, на ощупь, необходимо найти три цифры "1-0-1" и правильно разложить их на столе. Выигрывает тот, кто первый нашел эти цифры и правильно разложил их на столе.
Игра "Кто это сказал?"
Задачи: вспомнить с детьми героев художественных произведений на пожарную тематику.
Материалы: фишки для вознаграждения.
Ход игры
С детьми проводится беседа об огне, пожаре, правилах пожарной безопасности. Ведущий дает установку на то, что детям будут зачитываться слова героев из художественных произведений. Необходимо угадать героя; назвать произведение и его автора.
1. Эй пожарные, бегите! Помогите! Помогите! (Кит из стихотворения К.Чуковского "Путаница")
2. Василий-кот, закрой окно!
Уже становится темно.
Две стеариновых свечи
Зажги для нас в столовой.
Да разведи огонь в печи... (Кошка из стихотворения С.Маршака "Кошкин дом")
3. Не зальеш огня слезами,
Мы водой потушим пламя.
Будешь жить да поживать.
Только чур - не поджигать! (Кузьма из стихотворения С.Маршака "Пожар")
4. Гражданка, я не для укора скажу, когда пожар утих: не оставляйте без надзора хотя б на час детей своих. И если никого нет дома, оставить некому ребят, вы отведите их к знакомым или отдайте в детский сад. Как будто спичка-невеличка, а сколько бед бывает с ней! Бензин и керосин, и спички подальше прячьте от детей. (Пожарный из стихотворения К.Лисовского "Эта книжечка о том, что нельзя шутить с огнем")