Советы учителя-дефектолога
Правильное звукопроизношение
20.08.2024Навыки правильного звукопроизношения
Детям с недоразвитием речи значительно сложнее выражать связность своих мыслей как в устной, так и, в будущем, в письменной речи (возникают нарушения письма различной тяжести). Им трудно поддерживать диалог со сверстниками и взрослыми. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Поэтому задача всех заботливых родителей - вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка.
Для детей дошкольный возраст - это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
-
Основные правила «воспитания» правильной речи ребенка.
Речь ребёнка, в первую очередь, становится по подражанию. Не подстраивайтесь к языку малыша (лепетание, сюсюканье и другие искажения). Подобная манера общения не только не стимулирует ребёнка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки. Произносите всегда все слова чётко и правильно.
Большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей чёткой дикции, правильного звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического восприятия.
Полезны игры, основанные на звукоподражании (как звенит колокольчик – дзинь, дзинь; как стучат колёса поезда - тд, тд; как кричит кукушка - ку-ку и т. п.).
Для развития диалогической и монологической речи хорошо использовать игровой метод в сочетании с приёмами показа, пояснения, указания, с вопросами. Это может быть любая воображаемая ситуация в развернутом виде, в котором присутствует сюжет и есть роли, наделённые игровыми действиями. Например, в играх «Больница», «Магазин», «Строители». Желательно, чтобы ребёнок не был предоставлен в играх самому себе. В сюжетные игры играйте вдвоём или всей семьёй.
Обогащая активный и пассивный словарный запас ребёнка, используйте словесные методы в сочетании с практическими наглядными. Основными словесными методами являются – беседа, рассказ, чтение. Всё это можно использовать с ребёнком в игре, в транспорте, на прогулках. Куда бы вы ни шли – общайтесь с ребёнком, объясняйте, поясняйте, что вокруг вас, почему это так устроено и зачем это нужно. Такими действиями и приёмами вы развиваете его внимательность, любознательность, мыслительные процессы. Ребёнок будет стремиться к новым знаниям, если с детства у него вызывать заинтересованность к окружающему миру через игру.
Используя пальчиковые игры, хорошо развивать речь, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, координацию движений.
-
Артикуляционная гимнастика.
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы и мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц, если можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит, что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует артикуляционная гимнастика, помогающая укрепить мышцы органов речи и подготовить базу для чистого звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед.
Проверив, какие звуки не произносит Ваш ребёнок, логопед подберёт комплекс упражнений именно для этого нарушения. Для неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков, подойдёт основной комплекс артикуляционной гимнастики.
При подборе и выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность:
-
от простого упражнения к сложному;
-
выполнение упражнения в медленном темпе — обязательно перед зеркалом;
-
постепенное увеличение количества повторений до 10–15 раз;
-
ребёнок выполняет правильно движения — убираем зеркало;
-
артикуляционную гимнастику ребёнку должен показать взрослый, для этого он сам должен правильно выполнять все упражнения.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5, а всё занятие — 10–12 минут.
Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.
Некоторые упражнения проводятся под счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
Упражнения выполняются ребёнком поэтапно: он улыбается, показывает зубы, приоткрывает рот, поднимает кончик языка к бугоркам, произносит звук т-т-т-т-т-т-т, затем делает губами широкую трубочку, приоткрывает рот, превращает язычок в «чашечку», выдувает тёплую струю на ладошку.
Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать с ним данное движение.
Наберитесь терпения! Помните, что выполнение артикуляционных упражнений — это трудная работа для ребёнка.
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть правильным звукопроизношением.
Подготовила учитель – дефектолог О.И.Кравченко
Литература
-
Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у дошкольников: практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2015 – 141 с.
-
Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.
-
Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 216 с.
-
Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Т. Дмитриевна, 2015. – 160 с.
-
Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 109 с.
Классификация предметов по свойствам
14.08.2024
РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР) УМЕНИЯ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ПРЕДМЕТЫ ПО СВОЙСТВАМ
Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и отношений (признаков) предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение и др. даёт возможность ребёнку свободно ориентироваться в разных видах деятельности: игровой, конструктивной, изобразительной, учебной.
Свойство – это сторона предмета, которая указывает на различие или сходство его с другими предметами.
Познание свойств предметов осуществляется в процессе развития у ребёнка представлений об эталонах (при активном участии зрительно − осязательного, двигательного обследования) и практических действий с предметами.
На основе объединения предметов по какому − либо свойству (свойствам) создаётся множество. В основе множества лежит определённая общность двух или более предметов, между которыми устанавливаются отношения. Установление отношений происходит путём выполнения логических операций сравнения, классификации, сериации и др.
На начальном этапе освоение детьми освоение детьми дошкольного возраста свойств предметов происходит через чувственное познание. Для освоения операций классификаций и сериации необходимо развитие абстрактного мышления. Связующим звеном здесь выступает операция сравнения. Сравнение – один из основных логических приёмов познания внешнего мира, познания любого предмета. Сравнение даёт возможность обнаружить существенные и несущественные свойства, выделить сходства и отличие.
Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии мышления ребёнка. Так Ж. Пиаже считал уровень сформированности операций классификации и сериации центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка.
Овладение классификацией способствует пониманию ребёнком того, что лежит в основе сходства и различия предметов, развитию умения выделять общее значимое свойство.
Овладевая операцией сериации, ребёнок учится выявлять и упорядочивать различия в одном свойстве.
Первый этап – развитие, совершенствование умения классифицировать предметы на «абстрактном» дидактическом материале. Детям предлагаются игры на классификацию предметов по заданным свойствам (цвету, форме, размеру): «Заполни аквариумы», «Садовники», «Бабочки» и т. д. В качестве материала используются блоки Дьенеша. По типу игр с одним, двумя, тремя обручами детям предлагается расселить рыбок в аквариумы, рассадить цветы на клумбы и т. д. Например, на одной клумбе посадить все жёлтые цветы, на другой − все не толстые, на третьей − все маленькие. Или на первую полянку должны слетаться все синие бабочки, на вторую − все треугольные. Не синие и не треугольные бабочки будут между полянками, а не на полянках.
По мере освоения детьми умения классифицировать по заданным свойствам им предлагают более сложные варианты игры − классификацию предметов по самостоятельно выделенным свойствам: «Кто в домике живёт?», «Найди соседей», «Улицы города» и т. д. В таких играх дети сами определяют основание для классификации и свойства, по которым объединяют предметы в те или иные блоки. Например, «Я построю город, в котором на одной улице будут стоять все большие дома, на другой − все некрасивые, а на третьей − все четырёхугольные».
Усложнение игр состоит в переходе от классификации по двум свойствам к классификации по трём свойствам, к выделению закономерностей создания группировок. Например, в игре «Заполни аквариумы» даётся задание запустить в каждый из двух (трёх) аквариумов «рыбок» с заданными свойствами. Затем предлагается определить, какие «рыбки» попадут в сообщающиеся аквариумы. Если ребёнок ошибается, «рыбка уплывает» из аквариума.
На этом этапе используются игры, в которых блоки с заданными свойствами ребёнок отбирает на ощупь, а затем визуально проверяет правильность выполнения задания, например, в игре «Чудесный мешочек» детям предлагается мешочек с набором блоков и две корзинки. Даётся задание типа «Найди и положи в одну корзинку все большие фигуры, в другую − все треугольные». Ребёнок выбирает фигуры, обладающие заданными свойствами величины и формы, на ощупь, затем визуально проверяет правильность выполнения задания. Необходимо поощрять подробное словесное описание детьми предметов, умение выделять и классифицировать свойства зрительно и осязательно.
В результате первого этапа у детей развивается умение классифицировать абстрактный материал по разным свойствам зрительно и при помощи осязания, умение комментировать свои действия.
Второй этап − совершенствование умения классифицировать предметы на «жизненном» дидактическом материале.
Система проведения игр, их усложнения − те же, что и на первом этапе, однако на втором этапе дети классифицируют «жизненный» материал (рыбок, бабочек, цветы, дома, машинки и т. д.). Например, в игре «Садовники» материал включает набор цветов, отличающихся окраской (синяя, жёлтая, красная), формой лепестков (круглая, квадратная, треугольная, прямоугольная), размером (большой, маленький), наличием серединки (есть, нет). Все варианты сочетания этих свойств определяют количество данного материала − всего в наборе должно быть 48 цветков, каждый из которых чем − то отличается от других.
Задание: рассадить цветы на клумбы в соответствии с заданными свойствами; определить какие цветы будут расти на пересекающихся клумбах и высадить их.
В результате второго этапа у детей развивается умение классифицировать по заданным свойствам (одному, двум, трём) на «жизненном» материале и отражать свои действия в речи.
Третий этап − развитие у детей умений подбирать и изготавливать дидактический материал, подлежащий классификации. На этом этапе предлагается придумывать содержание дидактического материала и самостоятельно подбирать основания для классификации.
Таким образом, целенаправленная работа по изучению свойств и признаков предметов помогает детям дошкольного возраста более успешно и активно осваивать окружающий мир.
Литература:
Современные подходы в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в учреждении дошкольного образования : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / [сост.: С. А. Билая и др. ; под общ. ред. С. А. Билой]. – Мозырь : Белый Ветер, 2014. – 146, [2] с. : ил.
Игры с предметами
03.09.2024ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Постоянное воздействие на зоны коры головного мозга, отвечающие за мелкую моторику, − важнейший компонент в системе логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.
Интерес детей к развитию движений пальцев рук формируется в играх. В настоящее время в магазинах предложен широкий ассортимент игр для развития мелкой моторики рук. Однако не стоит забывать и о том, что можно самим изготовить не менее интересные игрушки из подручных средств.
Всем маленьким детям нравится ощупывать, осматривать, разбирать предметы. И конечно, им хочется поиграть с тем, чем манипулируют взрослые. Многим предметам домашнего обихода можно придумать новое применение, проявив немного фантазии. Они принесут не меньше пользы для детей, чем специальные развивающие игры из магазина. Игры с предметами и материалами домашнего обихода простые, доступные и приносят детям огромную радость.
БЕЛЬЕВАЯ ПРИЩЕПКА
К картинкам с изображением зверей, птиц, рыб из разноцветных прищепок можно сконструировать хвост, плавник, рога или что – то другое. Возможен и другой вариант − «превращение» прищепки в само животное, открывающее пасть при сжимании прищепки. В этом случае картинку наклеивают прямо на прищепку и делают надрез для открывающегося рта.
СУХОЙ БАССЕЙН
Игры с крупами или песочная терапия вызовут не меньший восторг у ребёнка. Можно использовать пшено, горох, фасоль, грунт для аквариума (искусственные разноцветные прозрачные камешки). В сухом бассейне с крупным наполнителем (пшено, горох, фасоль, искусственные разноцветные прозрачные камешки) предложите ребёнку следующее упражнение:
- «Самомассаж» − закопай руки на дно бассейна, перебирая пальчиками его содержимое;
- «Согрей фасолинки» − потри фасоль между ладонями;
- «Где пальчик?» − прижми ладони ко дну «сухого бассейна» и, не отрывая их, подними указательные пальчики, потом большие;
- «Кто там спрятался?» − найди игрушку и сочини историю о том, как она туда попала.
В сухом бассейне с мелким наполнителем (речной песок, манка) ребёнок может рисовать пальчиком, пересыпать из руки в руку, строить горы, рыть ямы.
ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ
Игры с пуговицами, бусинами, семенами тоже непременно заинтересуют ребёнка. Из мелких предметов можно выкладывать различные фигуры, рисунки или буквы, нанизывать на леску или нить, смешивать, а потом сортировать по разным коробочкам (игра «Золушка»), совмещать с аппликацией или лепкой.
Выкладывание из спичек или счётных палочек различных фигурок по образцу и без него не только развивает мелкую моторику, но и формирует образно − пространственное мышление, развивает фантазию и наблюдательность.
КРИОМАССАЖ
Способствует развитию чувствительности рук. Заморозьте воду в формочках для льда. Предложите малышу погладить внутреннюю или внешнюю сторону ладони ледяной фигуркой, перекладывать фигурку из одной руки в другую, наблюдая за тем, как она тает.
САМОМАССАЖ
Увлекательными и интересными для ребёнка будут игры с резиновыми массажными мячиками с шипами разного размера, с массажёрами «су − джок», «скорлупками» от шоколадных яиц. Подойдут и природные материалы − жёлуди, шишки, орехи, каштаны. Предложите ребёнку сжимать, катать, удерживать все эти предметы.
ЦВЕТНЫЕ СКРЕПКИ
Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игры с цветными скрепками. Их можно нанизывать на шнурок, выкладывать из них рисунок, соединять скрепки между собой.
БАНОЧКИ
Различные баночки с завинчивающимися и захлопывающимися крышечками также превратятся в интересные игрушки. Научите малыша отвинчивать и завинчивать, открывать и защёлкивать крышечки на баночках.
Эти доступные и интересные игры − весёлое занятие, способное не только разрабатывать моторику пальцев рук, но и подарить ребёнку радость общения со взрослым. Играйте со своим малышом и радуйтесь всем его успехам!
Литература:
1. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – 2 – е изд., испр. − М. : ТЦ Сфера, 2018. – 64 с. – (Библиотека Логопеда).
2. Галкина, Г. Г. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина. – М. : Издательство ГНОМ, 2015. – 40 с.
3. Гордеева, Т. В. Массаж и пальчиковая гимнастика с предметами / Т. В. Гордеева. – Москва : Книголюб, 2008. – 40 с.
4. Нурумова, Н. Ф. Крупные возможности мелкой моторики / Н. Ф. Нурумова // Логопед. – 2010. – № 7. – С. 63 – 65.
Функционирование ПКПП в УДО
01.09.2024
Деятельность пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП)
Цель: оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в освоении образовательной программы дошкольного образования.
Задачи:
- изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
- формирование общих способностей учебной деятельности с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного образования;
- формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.
Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи учреждения дошкольного образования
В состав ПКПП зачисляются дети с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, а именно:
- фонетические нарушения речи(дислалия, дизартрия, ринолалия)
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (дислалия, дизартрия, ринолалия);
- нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);
- нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, тахилалия).
Различные варианты общего недоразвития речи при наличии III уровня речевого развития квалифицируются как тяжёлые нарушения речи и являются показанием к приёму в ПКПП в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в группах для детей с ТНР, учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.
Дети, нарушения психофизического развития, которых не могут быть исправлены в условиях пункта, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в государственном ЦКРОиР с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации учебного процесса (обучение в специальном учреждении образования, в специальной или интегрированной группе, специальном классе или классе интегрированного обучения).
Как осуществляется зачисление ребенка в пункт коррекционно-педагогической помощи?
Зачисление детей в пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на основании следующих документов:
- заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации ( ЦКРОиР) с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи, с указанием периода, в течение которого рекомендовано оказание коррекционно-педагогической помощи;
- заявления законного представителя обучающегося.
Для получения заключения, на основании которого производится зачисление, необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК) в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) г.Крупки, расположенного по адресу: ул. Зайцева, 2