Лето - красное

Особенности образовательного процесса в летний период

15.04.2024

С первого июня дошкольное учреждение переходит на работу в условиях летнего режима. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней

Каждое время года по-своему прекрасно, но лето имеет преимущество, оно всеми любимо, а особенно детьми. И каждый  peбёнок с нетерпением ждёт, когда же наступит это прекрасное время. Ведь летом можно вдоволь нагуляться, побегать, окрепнуть, подрасти, узнать новое.

Главная задача учреждения образования в летний период времени организовать жизнь детей так, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах ещё долго радовали ребят.

Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовились к ней все участники воспитательно-образовательного процесса.

Содержание образования детей в летний период реализуется в партнёрской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:

  • включённость педагога в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
  • открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);
  • интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности ( общением, игровой, трудовой и др.).

В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:

  • самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребёнку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 
  • организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.

Летом в детском саду мы проводим

Физкультурно-оздоровительную работу, которая включает:

  • утреннюю гимнастику;
  • физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
  • подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
  • активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
  • самостоятельную двигательную деятельность;
  • закаливание естественными природными факторами (воздух, воду, рассеянные лучи солнца).

В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений. Все компоненты физкультурно - оздоровительной работы проводятся ежедневно на воздухе.

Художественно-эстетическую работу:

  • изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
  • музыкальную деятельность воспитанников;
  • ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

С целью создания эмоционального комфорта детей в летний оздоровительный период  мы организуем:

  • включение изобразительной деятельности в детские праздники;
  • проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;
  • организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников  мы проводим:

  • музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;
  • включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.);
  • сольное и коллективное музицирование;
  • самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

Педагоги нашего учреждения   максимально продумывают работу  летом  для оздоровления ребят. Все  мероприятия мы стараемся сделать более интересными, разнообразными, полезными, безопасными  и, конечно же, благотворно влияющими на эмоциональное состояние и здоровье наших деток!

свернуть

Безопасное лето

15.04.2024

 

НАЖМИ НА КАРТИНКУ

свернуть

Рекомендации медицинских работников по оздоровлению воспитанников в летний период

15.04.2024

№1 Рекомендации медицинских работников

на летний оздоровительный период по оздоровлению детей

  • Пребывание в загородной зоне
  • Закаливание

- максимальное пребывание на свежем воздухе;

- ходьба босиком

- водные процедуры

  • Употребление в пищу свежих овощей и фруктов
  • Одежда из натуральных тканей
  • Гармония в семье

№2 Рекомендации медицинских работников

на летне-оздоровительный период по оздоровлению детей

с бронхиальной астмой и часто болеющих

  • Оздоровление детей в санаториях, профилакториях, на море, в отделениях реабилитации.
  • Исключить из окружения ребенка аллергены: лекарственные, пищевые, бытовые (цветение трав, деревьев)
  • Рациональное сбалансированное питание с учётом белков,  жиров, углеводов, витаминов с минералами, большое количество свежих овощей, фруктов, кисломолочных продуктов с биодобавками.
  • Закаливание естественными факторами (солнце, воздух, вода – прилагаются рекомендации по возрастным особенностям).
  • Вести здоровый образ жизни с двигательной активностью и прогулками в сосновом лесу.
  • Рекомендуется приложение: «Учим дышать свой нос», «Перечень дыхательной гимнастики для ЧБ детей и болеющих БА».
  • Лечебно – профилактическое лечение - санация полости рта, личная гигиена, отвары трав  -витаминно-укрепляющий сбор.

№ 3 Рекомендации медицинских работников

на летний оздоровительный период по оздоровлению детей

с функциональными отклонениями

в сердечно-сосудистой системе

  • Оздоровление детей в санаториях, профилакториях, в отделениях реабилитации соответствующего профиля.
  • Рациональное сбалансированное питание, употребление витаминов и минералов, большого количества свежих овощей, фруктов особенно обогащенных калием, кисло – молочных продуктов с биодабавками.
  • Закаливание естественными природными факторами (солнце, воздух, вода - прилагаются рекомендации по возрастным особенностям). Плавание в реке, море, бассейне (не допускается перегрузок).
  • Вести здоровый образ жизни. Гулять в лесу. Соблюдать личную гигиену.
  • Лечебно – профилактические рекомендации: санация полости рта, санация хронических очагов инфекции, ЭКГ 1р. в год, при необходимости посетить ревматолога. Принимать препараты, назначенные участковым врачом или ревматологом.

 № 4 Рекомендации медицинских работников

на летний оздоровительный период по оздоровлению детей

с нарушением осанки.

  • Оздоровление детей в санаториях, профилакториях, в отделениях реабилитации, на море, в  оздоровительных центрах
  • Рациональное сбалансированное питание по белкам, жирам и углеводам, употребление витаминов и минералов, большого количества свежих овощей, фруктов, кисло - молочных продуктов с биодобавками.
  • Закаливание естественными факторами (солнце, воздух, вода – прилагаются рекомендации по возрастным особенностям), плавание в реке, море, бассейне.
  • Вести здоровый образ жизни с двигательной активностью и прогулками лесу.
  • Лечебно – профилактические рекомендации: сон на жёсткой постели, ребёнок должен сидеть за мебелью строго соответствующей его росту, выполнять физические упражнения для формирования правильной осанки (прилагаются), принимать витамины.

№ 5 Рекомендации медицинских работников

на летний оздоровительный период по оздоровлению детей

с нарушением функции почек

  • Оздоровление детей в санаториях, профилакториях, в отделениях реабилитации.
  • Исключить из питания детей: соль, кислое, острое, копчености, консерванты, продукты с красителями и добавками.
  • Закаливание естественными факторами (солнце, воздух, вода – прилагаются рекомендации по возрастным особенностям).
  • Вести здоровый образ жизни с двигательной активностью, прогулками в лесу.
  • Лечебно – профилактические рекомендации: санация полости рта, личная гигиена, витамины с минералами, сборы трав – витаминно-укрепляющий, при заболеваниях почек и мочевыводящих путей.

 № 6 Рекомендации медицинских работников

на летний оздоровительный период по оздоровлению детей

с положительной туберкулиновой пробой

  • Оздоровление детей в санаториях, профилакториях,  в отделениях реабилитации, на море.
  • Рациональное сбалансированное питание богатое белками, большое количество свежих овощей в виде салатов, фруктов, кисломолочных продуктов с биодобавками.
  • Закаливание естественными факторами (солнце, воздух, вода – прилагаются рекомендации по возрастным особенностям).
  • Вести здоровый образ жизни с двигательной активностью и прогулками в сосновом лесу.
  • Рекомендуется приложение: «Учим дышать свой нос», «Перечень дыхательной гимнастики».
  • Лечебно – профилактическое лечение - санация полости рта, личная гигиена, отвары трав  -витаминно-укрепляющий сбор.
свернуть

Организация питания и питьевого режима в летний оздоровительный период

15.04.2024

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ И ПИТЬЕВОГО РЕЖИМА

В летний оздоровительный период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников в условиях функционирования различных форм организации дошкольного образования необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на пищеблок, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.

Примерные двухнедельные рационы должны разрабатываться с учетом сезонности. В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.

В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в учреждениях дошкольного образования ежедневно проводится С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным Нормам питания.

С-витаминизация дневного или суточного рациона проводится медицинским работником или иным уполномоченным лицом (шеф-повар, повар) в порядке, определенном требованиями правовых актов. С-витаминизация компотов проводится после их охлаждения до температуры +12 ° C — +15 ° C, перед раздачей пищи. При
С-витаминизации киселей аскорбиновую кислоту вводят в крахмальную муку. В случае получения детьми поливитаминных или витаминно-минеральных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80 % суточной потребности в нем воспитанника. Подогрев С-витаминизированных блюд не допускается.

Для организации качественного рационального питания воспитанников необходимо:

обеспечить энергетическую ценность суточных рационов питания, соответствующих энерготратам детей;

максимально разнообразить и сбалансировать рацион по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи (флавоноиды, нуклеотиды и др.);

использовать технологическую и кулинарную обработку продуктов и блюд, обеспечивающую их высокие вкусовые качества и сохранность исходной пищевой ценности;

учитывать индивидуальные особенности воспитанников (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);

обеспечить санитарно-гигиеническую безопасность питания (соблюдение соответствующих санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению, раздаче блюд и др.).

В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т. к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 6 часов.

Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования. Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей.

свернуть

Закаливание дошкольников в летний период

15.04.2024

 

Закаливание детей в летний период

Оздоровительная работа с детьми в летнее время является составной частью системы лечебно-профилактических и воспитательных мероприятий в учреждении дошкольного образования

 

Закаливание – система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды.

Закаливание- обеспечение оптимального сочетания температуры воздуха и одежды ребенка, максимальное пребывание детей на воздухе, рациональная организация сна, водные процедуры.

Закаливание воспитанников осуществляется в соответствии с утвержденной и в установленном порядке учебной программой дошкольного образования.

Для организации закаливания воспитанники должны быть распределены на две группы с учетом состояния их здоровья.

Закаливание воспитанников в учреждениях дошкольного образования должно проводиться с использованием естественных природных факторов: воздух, вода, рассеянные лучи солнца.

Организация закаливающей среды является главным фактором закаливания детей, что связано с постоянным ее воздействием на организм ребенка, в отличие от кратковременно действующих специальных закаливающих процедур. Основным требованием для проведения закаливания детей является обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка. Бактериальная и химическая чистота воздуха достигается проветриванием помещений. Сквозное проветривание, проводимое в отсутствие детей, создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Одностороннее проветривание в летнее время проводится непрерывно.

При закаливании воспитанников должны соблюдаться следующие принципы:

  • Учет состояния здоровья, индивидуальных возрастных особенностей ребенка
  • Комплексность использования всех природных факторов и закаливающих процедур;
  • Постепенность нарастания интенсивности закаливающих мероприятий;
  • Наличие положительных реакций ребенка на проводимые закаливающие процедуры
  • Системность закаливания (оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняют в зависимости от сезона и погоды)

Все дети, посещающие дошкольное учреждение и дети, поступающие из семьи (особенно дети, страдающие хроническими заболеваниями) должны быть заранее осмотрены педиатром, узкими врачами-специалистами (их назначения по оздоровлению детей вносятся в медицинскую карту ребенка со всеми данными о состоянии его здоровья с определением группы здоровья, наличии прививок и рекомендациями по индивидуализации режима дня, оздоровительных мероприятий).

На основании данных в дошкольном учреждении медицинским работником составляется на 01.06. сводная таблица по группам здоровья, закаливания, физкультуры.

Для детей ЧДБ закаливающие мероприятия ни в коем случае не отменяются, но проводятся по индивидуальному назначению. Врач назначает для этих детей специальные лечебно-профилактические мероприятия. В комплексах утренней гимнастики предусматриваются корригирующие упражнения. Недопустимы переохлаждения и перегрев детского организма.

Организация местных воздушных ванн и соблюдение длительности прогулок (пребывание воспитанников на открытом воздухе не реже 2 раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов 20 минут – 4 часов в зависимости от режима дошкольного учреждения) в соответствии с учебной программой дошкольного образования. Руководитель дошкольного учреждения вправе принять решение о сокращении длительности прогулок или их запрещении для воспитанников при неблагоприятных погодных условиях (град, гроза, проливной дождь, ураган, при скорости движения воздуха более 2 м/ сек и другое). Закаливание воздухом является наиболее «мягкой» закаливающей процедурой. Оздоравливающее действие воздуха необходимо использовать при организации дневного сна. В теплое время года рекомендуется дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков)

Организация специальной закаливающей процедуры – общей воздушной ванны, нахождение воспитанников на улице, в облегченной одежде или в майке и трусах. Продолжительность воздушной ванны в первые дни 1,5-3 минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 30-40 секунд, доводя пребывание раздетыми до 15-20 минут.

Организация закаливающего мероприятия – хождение босиком по различным покрытиям (песок, гравий, трава и т.д.) с целью укрепления свода стопы. Начинать надо закаливание в теплые, солнечные дни с температурой воздуха до 22 °С, постоянно увеличивая время с 2-3 минут до 10-12 минут. Хождение по «дорожке здоровья» предусматривает следующий порядок ее элементов: травяной покров, песок, влажный песок, гравий, галька, круглые бревна мостиком, круглые камни, травяной покров. Хождение 2-3 кратное с топтанием по мокрому покрытию (мешковине) от 3 до 10 секунд. Для детей группы ЧДВ – то же, но без влажного песка. Для детей после болезни и ЧДБ рекомендуется хождение по «дорожке здоровья» в колготах и расстегнутой рубашке без топтания на мокром покрытии в течение 2 недель, при температуре воздуха не ниже 20 °С.

Организация закаливающего мероприятия – контрастное обливание ног (можно сочетать с мытьем ног после прогулки). Для здоровых детей обливание ног начинают водой с температурой 24-25 °С, затем 35-36 °С, и опять 24°С. Каждые 3-4 дня температуру теплой воды повышают на 1-2 °С до 40 °С, а холодной соответственно снижают до 16-18 °С. Для ослабленных детей температура воды та же, но другая последовательность: Теплая, холодная, теплая. После процедуры ноги вытирают сухим индивидуальным полотенцем.

Для проведения водных процедур гигиенического мытья ног после прогулки необходимо следующее: скамейка или стулья, деревянные решеточки, емкости с водой, лейки, индивидуальные полотенца для ног.

К местным закаливающим процедурам относятся умывание лица холодной водой, промывание носа, полоскание горла, питьё холодной воды, хождение по воде, игры с водой.

К общим закаливающим процедурам относятся обтирание, обливание всего тела, холодный и контрастный душ, купание в открытых водоёмах, бассейнах-плескательницах. Общие водные процедуры (обливание, обтирание, купание) проводятся не раньше, чем через 3-4 минуты после еды).

Участвуют в организации закаливания воспитанников воспитатели, помощники воспитателей, медицинский работник

Ответственность за правильную организацию работы по закаливанию детского организма несут заведующий и медицинский работник (оценивают эффективность воздействия средств физического воспитания на состояние здоровья, осуществляют контроль за организацией закаливания, методикой проведения закаливания, контролируют санитарно-гигиеническое состояние мест для проведения закаливания, проводят санитарно-просветительскую работу).

свернуть

Прогулка в летний период

Прогулка - важный компонент в распорядке дня учреждения дошкольного образования.

Цель прогулки:

- укрепление здоровья;

- профилактика утомления;

-физическое и познавательное развитие детей;

- восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Задачи прогулки:

- оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;

- способствовать повышению физического развития детей дошкольного возраста;

- оптимизировать двигательную активность детей;

- способствовать познавательному, эстетическому, социально-нравственному и личностному развитию детей.

 Перед проведением прогулки воспитатель дошкольного образования обязан визуально проверить игровую площадку на предмет ее безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья детей. На групповых участках и физкультурных площадках не должно быть опасных для воспитанников предметов (оголенных электропроводов, битого стекла и т.п.), неисправного надворного оборудования, сухостойных, сломанных деревьев (веток), кустарников. При обнаружении нарушений режима безопасности педагогический работник обязан немедленно принять меры по их устранению, поставить в известность заведующего учреждением дошкольного образования. Организовывать прогулку до устранения выявленных нарушений запрещается.

         В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения

погодных условий (дождь, сильный ветер и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.

         В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

         При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.

         Запрещается:

оставлять детей одних;

использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

         Перед уходом с прогулки воспитатель должен организовать с воспитанниками сбор игрового оборудования, привести в порядок песочницы и песочные дворики  (песок в песочнице горкой, закрыть песочницы крышками).

Подготовка к прогулке.

         Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур.          Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:          воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;          

помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;

         воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;

         детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить

на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.

         Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности.

В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру — мытье ног.

 Виды прогулок:

- на участке учреждения дошкольного образования;

- пешеходные прогулки за пределы участка (дети старшего дошкольного возраста на расстояние до двух километров).

Требования к содержанию прогулки на участке учреждения дошкольного образования:

- наблюдение; 

- двигательная активность: подвижные и спортивные игры, физические упражнения;

- трудовая деятельность;

- индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;

-самостоятельная деятельность детей.

Последовательность структурных компонентов прогулки: (может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия)

• если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения; 

• если до прогулки было занятие по физической культуре или музыкальной деятельности, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры;

• каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей;

• содержание прогулок определяется учебной программой дошкольного образования с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.

 Структурные компоненты выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части основного, что запланировано воспитателем в конкретной возрастной группе на прогулке, и позволяют сделать ее более эффективной и интересной. Последовательность структурных компонентов может варьироваться в зависимости от вида предыдущей образовательной деятельности . Например, если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.  Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 мин и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. Летом игра занимает большое место в жизни детей. Близость к природе, солнце, тепло, пребывание на воздухе – все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре. Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр. Обилие разнообразного природного материала - песка, воды, шишек, веток, желудей, камешков и т. д. - способствует развитию творческого замысла в игре, осуществлению задуманного сюжета.  Тематика игр летом значительно богаче и разнообразнее. Особенно важно летом использовать игру для создания у детей хорошего настроения, чувства удовлетворенности, бодрости, ведь в этом залог здоровья, хорошего отдыха и полноценного развития ребенка. Это могут быть дидактические игры, творческие, подвижные, малоподвижные, спортивные игры.

Словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – не нужно» и др.) не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний и представлений. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Одним из примеров творческих игр на прогулке могут быть строительные игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камушками, шишками и т.д. в них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми надо руководить. Для эффективности проведения таких игр необходимо иметь наборы формочек для игр с песком, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов, деревьев, шишки, веточки, печатки, карандаши для создания «картин» на песке и т.д. Чтобы активизировать двигательную активность дошкольников, на участок выносят крупногабаритные игрушки, машины, разнообразные пособия: обручи, мячи, скакалки, принадлежности для игры в бадминтон и т.д. Все это способствует совершенствованию физического развития детей, улучшает тренированность организма, повышает его защитные реакции и сопротивляемость вредным факторам. 

Организуя игровую деятельность детей в течение дня, следует учитывать погоду. В жаркую погоду дети должны играть в более спокойные игры. Проводить их нужно в затененных местах участка или в лесу. В это время хороши игры с водой, пускание мыльных пузырей, настольные игры. В пасмурные дни должно быть больше подвижных спортивных игр. Важно вызывать интерес детей ко всем видам игр, так как разнообразие игр и их разумное сочетание способствуют разностороннему развитию. Для ребенка образовательный процесс имеет смысл, если он строится в логике деятельности. Поэтому образовательная составляющая прогулки всегда связана с любым из видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная) без жесткой ее регламентации. Понятно, что ведущей игровой деятельности, посредством которой ребенок познает мир и органично развивается, на прогулке отводится особая роль. Игровые формы образования могут быть в индивидуальном, подгрупповом или фронтальном виде организации работы с воспитанниками. Двигательная деятельность на прогулке объединяется с игровой, но при этом воспитатель обязан регулировать нагрузку, наблюдая за состоянием детей. Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают сделать прогулки максимально разнообразными по содержанию и организации. 

ВИДЫ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРОГУЛОК: 

• прогулки-походы; 

• развлекательные прогулки с персонажем; 

• прогулки-события; 

• спортивные прогулки;

 • прогулки — трудовые акции. 

Прогулки-походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок 2-3 в год. При частом проведении эти прогулки потеряют свою привлекательность, у детей снизится к ним интерес. 

Примерная структура прогулки-похода: 

1. Организационный момент: сбор, перекличка и проведение инструктажа. 

2. Движение группы до привала: могут быть короткие остановки, как для отдыха, так и для наблюдения за интересными объектами. 

3. Привал – конечный пункт прогулки-похода. Место должно быть удобно для отдыха, где есть возможность, например, организовать пикник, поставить палатку, развести костёр, организовать игры и т.д. 

4. Сбор детей и уборка территории после привала. 

5. Движение группы до детского сада: могут быть короткие остановки для отдыха и наблюдений.

 Развлекательные прогулки с персонажем направлены на эмоциональную и психологическую разгрузку детей, создание позитивного эмоционального фона, удовлетворение потребности детей в двигательной

активности. Формы их организации могут быть многообразны и вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации детей на определенный вид деятельности, персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдению, труду.

Прогулки-события способствуют познавательному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников, развитию их любознательности.

Посвящаются определенной теме (День Космонавтики, День защитника Отечества, День Победы, День города, День знаний и др.) или событию, произошедшему в детском саду (привезли и установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.). 

Примерная структура прогулки-события: 

1. Организационный момент – сплочение детского коллектива, беседа о предстоящем событии. 

2. Знакомство с темой прогулки – ввод в событие. 

3. Подвижные и дидактические игры, детское экспериментирование и др. 

4. Самостоятельная творческая деятельность детей. 

Прогулка-событие помогает воспитателю еще раз обратить внимание детей на важное событие, уточнить их знания и восприятие определенной темы. 

В прогулках- трудовых акциях преобладают трудовые поручения для детей, включение их в разные по организации формы труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. На прогулках, связанных с трудовыми действиями, у детей формируется понимание, что труд в природе - это не игра и не развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости такого труда, воспитывает желание участвовать в труде по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории. На таких прогулках дети учатся работать в коллективе, сообща. Итог труда - это результат совместной работы всех. 

Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, на физическое и познавательное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. В спортивных прогулках разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой.

 Примерная структура спортивной прогулки: 

1. Организационный момент или вводная беседа. 

2. Подвижные, спортивные игры. 

3. Спортивные упражнения. 

4. Самостоятельная деятельность детей. 

5. Индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников. 

6. Подведение итогов прогулки, выполнение творческого задания. 

При правильной организации эти прогулки оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных природных условиях. Они способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в таких прогулках делается на формирование физических качеств, воспитание интереса к спорту и здоровому образу жизни. 

 

 Список использованных источников:

1. Белая, К.Ю., Каралашвили ,Е.А., Павлова, Л.И. и др. Тематические прогулки в детском саду. М.: УЦ «Перспектива», 2014.

свернуть