ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Экскурсии по профессиям

10.05.2023

Экскурсия как эффективная форма ранней профориентации дошкольников

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.  Наиболее эффективной формой является экскурсии в организации и на предприятия города, а также виртуальные экскурсии.

Родители – активные участники и организаторы наших экскурсий. В нашем городе  немало предприятий, которые мы планируем посетить.

Наши воспитанники посетили "Центр безопасности" в г.Борисове, где познакомились с профессией спасателя. Так же ребята со средней группы посетили "Крупский краеведческий музей", где смогли познакомится с такими профессиями как художник, гончар, космонавт. Не забыли заглянуть в  детскую библиотеку где им рассказали и показали как работают сотрудники библиотеки. И конечно много раз они побывали на кухне учреждения образования, познакомились с трудом повара и кухонного рабочего.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем

свернуть

Роль дидактических игр в профориентационной работе

12.05.2023

Одним из верных способов рассказать детям о той или иной профессии является дидактическая игра. Игры дают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда, расширяют словарь, учат общению.

С целью ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями: врача, продавца, водителя, парикмахера, пожарного, строителя оформлено пособие - напольные папки-передвижки «В мире профессий» и разработана к ним серия дидактических упражнений и игр. Это большая папка, которую ребёнок может удобно разложить на столе, поставить на пол, или на стол и просмотреть все ее содержимое.

А игра по типу «Домино» - «Профессии» состоит из двух комплектов. В первый комплект «Домино» входят картинки с изображением представителей профессий во второй  инструменты и предметы.

Играть в игру могут от 1 до 4 человек. Умение работать в команде очень актуально. Команда может решить задачи, которые для одного человека слишком сложны и трудоемки, тем самым можно варьировать идеи, процесс ознакомления и закрепления материала.

Во время игры участники выстраивают цепь из карточек, соприкасающихся половинками с изображением представителей профессий и соответствующих инструментов. Задача играющих, как можно быстрее соединить карточки в цепочку, а затем объединиться в так называемый «хоровод профессий».

В процессе игры можно задавать разные вопросы поискового характера.Например«Назови инструменты», «Как вы думаете, люди какой профессии используют в работе данный инструмент?», «Подумайте и назовите место работы врача, парикмахера».

свернуть

Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

12.05.2023

Все мы знаем, что игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.

Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. 

В ходе такой игры, ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются.

         Именно в старшей группе учреждения дошкольного образования разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра.

Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д.

Другая особенность сюжетно-ролевой игры в том, что она носит творческий характер. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры.

Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Важным еще является то, что дети обмениваются между собой информацией, что способствует обогащению их знаний о профессиях взрослых.

Во время игры дети меняются ролями, что непосредственно способствует повышению у них интереса к различным аспектам профессии, в которую они играют. То есть, воспитатель должен следить за тем, чтобы дети не изображали в процессе игровой деятельности только одну роль, а происходила смена ролей.

Ещё одной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что она требует предварительной подготовки.

Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.

Как же должен действовать воспитатель, чтобы сюжетно-ролевая игра превратилась в увлекательный процесс, доставляющий ребенку удовольствие и желание играть?

         Во-первых, не надо ожидать, даже от детей старшего дошкольного возраста, какой-то сверхфантазии. Очень часто бывает, что содержание игры, кажущееся для взрослого скучноватым, обыденным, для детей представляет большой интерес.

Во-вторых, не стоит забывать, что группа дошкольников – это не слаженный ансамбль, разыгрывающий, так сказать, готовую партитуру под руководством взрослого (как хотелось бы многим воспитателям). Если продолжить аналогию, то во время свободной игры есть и дуэты, и трио, и квартеты, и отдельные виртуозы. И у всех – своя игра, каждый сам себе композитор. Играя с детьми, воспитателю придется прилаживаться к ним и создавать всякий раз вместе с ними новые сюжетные композиции.

В чем же заключается роль взрослого:

1) предварительная работа;

2) совместная игра воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения;

3) самостоятельная детская игра, в которой воспитатель обеспечивает условия для активизации имеющегося у детей арсенала игровых умений.

Этап предварительной работы в рамках ранней профориентации дошкольников не вызывает у педагога никаких затруднений. Для планомерного обогащения опыта детей в педагогическом процессе воспитатель использует различные формы работы: знакомство с профессиями, орудиями труда и инструментами, условиями труда, обучающие игры.

Все это может служить источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения ее содержания.

Следующий этап - совместная игра воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения. Роль воспитателя здесь состоит в следующем:

- создание мотивации к развертыванию того или иного сюжета (например, прием «приглашающего пространства);

- подключение к игре детей, добавление новых сюжетов.

Следующий этап - это самостоятельная детская игра, в которой воспитатель обеспечивает условия для активизации имеющегося у детей арсенала игровых умений: своевременно изменяет игровую среду, подбирает игровой материал, вводит в игру новые атрибуты (инструменты, технику, макеты и пр.).

свернуть

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

05.05.2023

 

«Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста»   

  Профориентация детей дошкольного возраста - это новое малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети из сказки, общения с взрослыми и через средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда, у детей формируется система знаний о профессии, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

   В дошкольном возрасте дети обучаются навыкам самопознания через общение с людьми и практическим взаимодействием с предметным миром, при котором возникает особая форма самосознания: «Я - и мир профессий, развитие компетентности старших дошкольников».

  В каком же возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако до этого его можно готовить уже с детского сада. Дошкольное образование является первой и очень важной ступенью в решении задачи профориентации.

  Эта тема актуальна, поскольку воспитание активных граждан общества, развитие их инициативы и способностей происходит еще в дошкольном возрасте. Внедрение новых интерактивных технологий в подготовке воспитанников к адекватной интеграции во взрослую жизнь, обусловливает создание новой системы ранней профориентации детей.

  У дошкольников основным видом деятельности является игра. Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

   Самое главное правило для взрослых:  ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!

   В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, повара, строителя, водителя, парикмахера, портного, продавца, педагога и т.д.)

   Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его таким, какой он есть. Современные дошкольники очень любознательны, их интересует всё. Они с удовольствием изучают энциклопедии. Их уже не устраивают обобщенные понятия и поверхностные знания. Многие уже используют различные интернет ресурсы, для получения новой информации. Дети начали раньше «взрослеть». И это реальность современного мира.

   Узость представлений о профессиях в дошкольном возрасте может затруднить профессиональный выбор в юности.

  Не давая ребенку возможности реализовывать себя самостоятельно, мы обрекаем его на существование, а не на проживание интересной и насыщенной жизни.

 Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям!

 

Используемая литература:

 1.Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2005.

2. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: «БРЭ», 2003.

свернуть