Специальное образование

Что такое инклюзия? 

 

     Одной из активно обсуждаемых в последнее время тем в системе образования является инклюзия. Понятие «инклюзия» принято на Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями и отражено в Саламанской Декларации лиц с особыми потребностями.

    Т. В. Варенова в своей статье "Инклюзия как приоритетное направление в международной образовательной политике" (Народная асвета, №6, 2013. – с. 87–91.) пишет:

    "Понятие «инклюзия» от английского inclusion – включение, пока нигде не имеет четкого определения, существуют самые различные его формулировки. Инклюзия выступает как принцип и как концепция; модель образования и форма интеграции; процесс признания и увеличение степени участия; принадлежность к сообществу, возможность участия; социокультурная технология и др.

    В международных документах инклюзия чаще всего трактуется как органичное соединение специального и общего образования с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических и биологических отклонений развития; а инклюзивное образование — политика государства, направленная на полное включение всех детей в общеобразовательный процесс, их социальную адаптацию, несмотря на возраст, пол, этническую, религиозную принадлежность, особенности развития путем активного участия семьи, коррекционно-педагогической и социальной поддержки персональных потребностей ребенка.

    Инклюзивное образование рассматривается как закономерный процесс в развитии образования, базирующийся на признании того, что все обучающиеся могут обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними; как механизм обеспечения равных возможностей в получении образования для обучающихся с разными образовательными потребностями.

      При инклюзивном образовании образовательный процесс организуется таким образом, что все обучающиеся, вне зависимости от их особенностей (психофизических, культурных, социальных, языковых и т.д.) и способностей, включены в общую образовательную систему и обучаются в учреждениях основного и дополнительного образования, учитывающих их особые образовательные потребности и оказывающих им необходимую поддержку.

       В международной практике инклюзивное образование организуется и развивается для обеспечения равных возможностей в получении образования обучающихся с разными образовательными потребностями: одаренных и талантливых детей; детей с нарушениями поведения, с девиантным поведением; детей, представляющих национальные меньшинства и семьи мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев; детей, находящихся в социально опасном положении; детей с особенностями психофизического развития и др.

      Система образования Республики Беларусь предусматривает целенаправленную работу с различными группами учащихся с особыми образовательными потребностями в рамках единого образовательного пространства, что отражено в нормах Кодекса Республики Беларусь об образовании. Все элементы этой системы взаимодействуют с учетом принципа преемственности и обеспечивают равный доступ к получению качественного образования всем обучающимся.

Таким образом, инклюзия – это включение всех в единый и совместный образовательный процесс. 

 В чем отличие "инклюзии" от "интеграции"?

     Интеграция (лат. integer – целый) в системе образования означает создние единого образовательного пространства, сближение общего и специального образования, обучение детей с ОПФР в условиях, максимально приближенных к обычной среде с наименьшими ограничениями.

     Инклюзия – это реформирование учебных заведений и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. Н.Н. Малофеев расширяет этот термин, указывая, что инклюзия обеспечивается лишь при условии отсутствия в учебном заведении физических, психологических или иных барьеров, и условии наличия компетентных педагогов, соответствующего методического и технического оснащения. Как указывает А.М. Змушко, многие не находят разницы между интегрированным обучением и воспитанием и инклюзивным образованием.

    Таким образом, интегрированное обучение и воспитание - это организация специального образования, при которой обучение и воспитание лис с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития.

Инклюзивное образование - обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся. (по материалам сайта Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/spets-obr/ )

     Инклюзивное образование как новая концепция основывается на иных ценностях, чем традиционное образование и требует изменения привычных, формировавшихся долгие годы представлений. Это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным запросам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особенностями психофизического развития как фокусной группы в первую очередь" 

Вместе с тем, инклюзивное образование считают логическим продолжением идей интегрированного обучения, предшествовавшего инклюзии хронологически, идеологически и технологически.

Так как, в развитии интеграционных тенденций в образовании можно выделить три этапа:

1. Мейнстриминг (mainstreaming) – общий поток – преобладает физическая интеграция и обучение ребенка-инвалида осуществляется по отдельной программе.

2. Интегрированное обучение и воспитание – преобладает образовательная интеграция и обучение по типовым программам соответствующей специальной школы.

3. Инклюзивное образование – социальная интеграция и обучение по единым национальным программам с необходимой их адаптацией.

Интеграцию и инклюзию можно рассматривать как две фазы одного процесса:

1) сначала обеспечивается просто присутствие,

2) затем полное включение в образовательную систему.

Характерные особенности образовательного процесса при интеграции:

- внимание направлено на проблемы «особых» детей;

- изменение ребенка с проблемами, адаптация его к предлагаемым условиям;

- преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями;

- организуют образовательный процесс специалисты и специально подготовленные педагоги;

- образовательный процесс предполагает использование специальных методов обучения и коррекции для детей с особенностями психофизического развития;

- ассимиляция детей с особенностями психофизического развития под условия социальной системы.

Характерные особенности образовательного процесса при инклюзии:

- внимание направлено на всех детей детского сада, школы;

- изменение условий, образовательной системы: детского сада, школы, с учетом образовательных потребностей детей;

- преимущества получают все дети;

- образовательный процесс организуется с помощью творческой командной работы всех его участников: детей, родителей, педагогов, специалистов;

- качественное обучение и воспитание всех детей;

- трансформация социальных условий, включающих всех участников социальной системы.

     Отечественные и зарубежные исследователи при изучении феномена образовательной интеграции и способов его реализации в образовательной практике опираются на имеющие много общего методологические, философские и научно-теоретические позиции, а именно: культурно- историческая концепция в психологии, теория деятельности, идея единства закономерностей развития в условиях онтогенеза и дизонтогенеза и др.

    Интеграция означает приведение потребностей учащихся с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной. Другими словами, интеграция предполагает адаптацию обучающегося к требованиям системы, тогда как инклюзия заключается в адаптации системы к потребностям лиц с особенностями развития.

В 2015 году Министерство образования Республики Беларусь приняло Концепцию развития инклюзивного образования лиц и особенностями психофизического развития в Республике Беларусь и утвердило план мероприятий по реализации в 2016-2020 годах данной Концепции.

Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.

План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь

Рекомендации в области психолого-педагогического и организационного обеспечения развития инклюзивного образования в государствах-участниках СНГ и его эффективных образовательных практик

      Однако, организация и осуществление инклюзивного образования не возможна без подготовленных педагогических работников. Именно подготовка педагогических кадров - это первый шаг к инклюзии! 

Всем заинтересованным и неравнодушным педагогам советуем ознакомиться с подборкой статей  Хитрюк Веры Валерьевны, директора Института инклюзивного образования, доктора педагогических наук, доцента. (Статьи позаимствованы из репозитория БГПУ им. М. Танка)

                                                     Профиль преподавателя в репозитории БГПУ

Хитрюк В.В. Толерантность будущих педагогов к детям с особыми образовательными потребностями

Хитрюк В.В. К вопросу о готовности педагогических кадров к работе в условиях инклюзивного образования

Хитрюк В.В. Инклюзивное образование глазами педагога "Хочу", "Могу", "Надо"

свернуть

В помощь родителям и педагогам!


1.Диагностика моторного развития ребенка с синдромом раннего детского аутизма. Особенности организации занятий.

2.Буклет для родителей, воспитывающих детей с аутизмом.

3.Развитие моторики у детей с аутизмом

Консультативные материалы, разработанные Детским фондом ООН Юнисеф в Республике Беларусь

 

Когда необходимо обратится к учителю-дефектологу!

Впервые посетить     учителя-дефектолога рекомендуется, когда ребенку исполнится 1,5-2 года, даже если у вашего малыша нет проблем с речью.

В настоящее время увеличилось число детей с нарушением задержки речевого развития.  С возрастом задержка компенсируется, но легкая недостаточность часто остается на всю жизнь. Задержка речи чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. В основном на развитие речи влияют: протекание беременности, роды, наследственная предрасположенность или факторы среды обитания.  Течение задержек различно. Диагностировать нарушения речи у детей надо как можно раньше, чтобы вовремя начать коррекционные мероприятия.

Важно посещать невролога, так как правильное развитие речи напрямую зависит от нормального функционирования центральной нервной системы. Если невролог поставил задержку речевого развития, то к логопеду стоит записаться как можно скорее, и в дальнейшем регулярно посещать до трех лет включительно. Для своевременной коррекции достаточно одного — двух раз в месяц.

От успешного сотрудничества специалистов зависит качество жизни ребенка в будущем.

Также мама должна четко знать, были ли «гуление» и «лепет» у малыша, когда он сказал первое слово. Если ему исполнился 1 год, а он так и не заговорил, посетите невролога и логопеда как можно скорее.

Проблемы с речью могут появиться и на фоне общей задержки психомоторного развития.

Ее основными проявлениями являются:

  • неправильное восприятие цветов (ребенок в 3 — 4 года не различает цвета);
  • не понимает и не выполняет просьбы;
  • не откликается на свое имя.

В этом случае малышу потребуется помощь и наблюдение у невролога и логопеда одновременно.

Для нормального развития речи важную роль играет полноценное общение ребенка с мамой в течение первых лет жизни.

Дефекты речи различной степени тяжести наблюдаются у 50% детей, поэтому даже при небольших признаках нарушения не стесняйтесь обратиться к специалисту. В противном случае нарушения могут быть необратимыми.

При составлении оптимальной программы лечения специалисту важно знать определенные факторы, в том числе:

  • как протекала беременность;
  • как прошли роды;
  • были ли осложнения, трудности в развитии в течение первого года жизни ребенка;
  • посещали ли вы предварительно невролога.

В числе наиболее распространенных дефектов речи у детей младшего возраста:

  1. Задержка речевого развития (ЗРР) – это отставание  речи от нормы развития детей до 3 лет. При диагнозе "задержка речевого развития" ребенок может говорить, но, по сравнению со сверстниками, очень слабо. К тому же речь серьезно влияет на воображение, развитие памяти и мышление в целом.
  2. Дислалия – представляет собой нарушение произношения одного или нескольких звуков.

Причинами дислалии могут быть:

  • неправильное строение органов артикуляции;
  • недостаточная подвижность артикуляционных органов (в том числе губ и языка);
  • подражание детей неправильной речи взрослых.

Правильному произношению иногда мешает и дефектный прикус. При нормальном прикусе верхние зубы слегка закрывают нижние. Для исправления прикуса необходимо обратиться к ортодонту.

Если добавляется нарушение фонематического слуха и нарушение слоговой структуры, не сформирован лексико-грамматический строй, речь идет о сложном нарушении, которое представляет собой общее недоразвитие речи(ОНР).

В этом случае потребуется длительная коррекция (не менее года) по показаниям специалиста.

  1. Алалия и дизартрия – сложные нарушения, вызванные органическим поражением центральной нервной системы. В этом случае лечение должно быть комплексным и, помимо логопеда, включать в себя наблюдение у невролога, дефектолога и психолога. Немаловажную роль играет и помощь семьи.
  2. Дислексия и дисграфия – проблемы с чтением и правописанием, которые часто наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста. Чтобы предупредить их развитие, необходимо начать заниматься с ребенком как можно раньше. Как именно вам подскажут специалисты.
  3. Заикание – нарушение при произношении звуков, при котором пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (чаще всего, возникает в начале речи).

Факторами, провоцирующими развитие заикания, являются:

  • психическая травма (страх, испуг);
  • двуязычие или многоязычие в семье;
  • подражание;
  • ускоренная речь.

Успешное лечение заикания, в свою очередь, возможно на самом раннем этапе,  и если ребенку 2 — 3 года логопед уже на первой консультации расскажет маме, как себя вести и как заниматься с малышом в подобной ситуации.

Рекомендации учителя-дефектолога родителям
по выполнению заданий в домашних условиях


Результативность коррекционно-развивающей помощи ребенку зависит
от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи.
Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-дефектолога
отводятся домашним заданиям.
1. Что представляет из себя задание учителя-дефектолога на дом?
Это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника(школьника),
которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со
стороны учителя-дефектолога, но по его поручению.
2. Каково значение задания?
1) Выполнение заданий является огромной помощью педагогу. Дети, которые
занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям, гораздо быстрее
и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и
сложные речевые конструкции.
Самое главное, что должны понять родители, – без их участия, поддержки
результат работы учителя-дефектолога будет минимальным.
2) задание имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное
значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников
вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного
мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное
отношение к своим новым обязанностям, закрепляется весь пройденный
материала на занятиях у учителя-дефектолога.
Родители должны понять то, что, не выполняя требований педагога сегодня,
завтра с ребёнком-дошкольником они не смогут потребовать в будущем от
школьника собранности, самостоятельности, ответственности.
3. Почему родителям необходимо контролировать выполнение задания?
Выполнение заданий родителей с детьми необходимы для того, чтобы как
можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем
развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии
заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают
возможность закрепления ребёнком полученных на коррекционных занятиях
речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно в
повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин,
на рынок, в библиотеку и т. д.

свернуть

Специальные группы

В государственном учреждении образования "Детский сад № 1 г. Крупки" функционируют 2 специальные группы для детей с тяжелыми нарушениями речи 4-5 лет и 5-6 лет. Образовательный процесс в группе осуществляют следующие педагогические работники:

Группа 5-6 лет

Яриш Ирина Викторовна- воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории;

Кришталь Анна Валерьевна - воспитатель дошкольного образования первой квалификационной категории;

Кравченко Ольга Ивановна - учитель-дефектолог 1-ой квалификационной категории;

Полонник Лариса Александровна - педагог-психолог 2-ой квалификационной категории;

Бойко Нонна Владимировна - руководитель физического воспитания второй квалификационной категории;

Сас Ирина Геннадьевна - музыкальный руководитель высшей квалификационной категории.

Организация развивающей среды в группе строится  в соответствии с возрастом воспитанников и содержанием «Перечня средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования», утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь 24.09.2007 № 50. Средняя обеспеченность игровым оборудованием в специальной группе  на 01.09.2023 составила 95%.

смч

Группа 4-5 лет

Ерощенко Наталья Викторовна- воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории;

Вашкевич Алена Николаевна - воспитатель дошкольного образования первой квалификационной категории;

Пусько Валерия Александровна - учитель-дефектолог без квалификационной категории;

Полонник Лариса Александровна - педагог-психолог 2-ой квалификационной категории;

Бойко Нонна Владимировна - руководитель физического воспитания второй квалификационной категории;

Орловская Ирина Федоровна - музыкальный руководитель первой квалификационной категории.

Организация развивающей среды в группе строится  в соответствии с возрастом воспитанников и содержанием «Перечня средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования», утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь 24.09.2007 № 50. Средняя обеспеченность игровым оборудованием в специальной группе  на 01.09.2023 составила 96%.

Зачисление воспитанников в специальную группу для детей с тяжелыми нарушениями речи производится на основании заключения центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, направления управления по образованию, спорту и туризму Крупского райисполкома, заявления законных представителей несовершеннолетнего, медицинской справки установленной формы. 

Контактные телефоны для получения необходимой информации:

+375 1796-42344 - Вакулова Татьяна Викторовна, заведующий Детским садом № 1 г. Крупки

+375 1796- 43127- Антоневич Наталья Владимировна, директор "Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Крупского  района".

Более подробную информацию об организации специального образования в Крупском районе можно получить на сайте государственного учреждения образования "Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Крупского  района".

свернуть

Группы интегрированного обучения и воспитания

 

В 2023/2024 учебном году в государственном учреждении образования "Детский сад № 1 г. Крупки" функционируют 2 группы интегрированного обучения и воспитания для воспитанников от 3 до 4 лет  и от 4 до 5 лет . Образовательный процесс  осуществляют следующие педагогические работники:

Группа 4-5 лет:

Карасева Любовь Семеновна - воспитатель дошкольного образования, первая квалификационная категория;

Лазаревич Алеся Анатольевна - воспитатель дошкольного образования, первая квалификационная категория;

Акиншина Ольга Алексеевна - воспитатель дошкольного образования, вторая квалификационная категория (индивидуальное сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра);

Пусько Валерия Александровна - учитель-дефектолог без квалификационной категории;

Полонник Лариса Александровна - педагог-психолог 2-ой квалификационной категории;

Бойко Нонна Владимировна - руководитель физического воспитания второй квалификационной категории;

Сас Ирина Геннадьевна - музыкальный руководитель высшей квалификационной категории.

Организация развивающей среды в группе строится  в соответствии с возрастом воспитанников и содержанием «Перечня средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования», утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь 24.09.2007 № 50. Средняя обеспеченность игровым оборудованием в специальной группе  на 01.09.2023 составила 93 %.

Группа 3-4 лет

Бородач Елена Владимировна - воспитатель дошкольного образования первой квалификационной категории;

Титовец Алеся Николаевна - воспитатель дошкольного образования 1-ой квалификационной категории;

Кравченко Ольга Ивановна - учитель-дефектолог 1-ой квалификационной категории;

Полонник Лариса Александровна - педагог-психолог 2-ой квалификационной категории;

Бойко Нонна Владимировна - руководитель физического воспитания второй квалификационной категории;

Орловская Ирина Федоровна - музыкальный руководитель 1-ой квалификационной категории.

Организация развивающей среды в группе строится  в соответствии с возрастом воспитанников и содержанием «Перечня средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования», утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь 24.09.2007 № 50. Средняя обеспеченность игровым оборудованием в специальной группе  на 01.09.2023 составила 91 %.

Зачисление воспитанников в  группы интегрированного обучения и воспитания  производится на основании заявлений законных представителей, заключений центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, направления управления по образованию, спорту и туризму Крупского райисполкома,  медицинской справки установленной формы. 

Контактные телефоны для получения необходимой информации:

+375 1796-42344- Вакулова Татьяна Викторовна, заведующий Детским садом № 1 г. Крупки

+375 1796- 43127- Антоневич Наталья Владимировна, директор "Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Крупского  района".

Более подробную информацию об организации специального образования в Крупском районе можно получить на сайте государственного учреждения образования "Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Крупского  района".

свернуть