Ранний возраст

Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста

Ранний возраст – начальный этап физического, психического и социального развития личности ребенка от двух месяцев до трех лет.
Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится – предметная деятельность. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.

Главными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста являются:

  • сохранение здоровья ребёнка,
  • полноценное физическое развитие,
  • развитие речи,
  • развитие игровой деятельности,
  • сенсорное развитие,
  • формирование основных психических процессов,
  • развитие умственных познавательных и творческих способностей.

Методика образовательной деятельности с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Она связана с особенностями развития и поведения малышей:

  • образовательная деятельность проводится в игровой форме, с учетом решающего значения эмоционального фактора детей.
  • строго по подгруппам: число участников   6-8 детей. Длительность занятия не  превышает 10–15минут, обязательно с включением двигательного задания.
  • важно повторение занятий, действия умения, знания приобретенные ребенком становятся устойчивыми не сразу и легко разрушаются. Тема повторяется, но с разным материалом; либо один и тот же материал, но меняется задание.
ч

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА К 3 годам

(согласно Учебной программе дошкольного образования)

 

Физическое развитие

Уверенно ходит, много бегает, любит выполнять такие движения, как бросание, лазанье, прыжки (подпрыгивание на месте и с продвижением вперед, в длину с места); владеет разными способами движений (ходьба на носках, приставным шагом и т.д.), проявляет высокий интерес к новым движениям, настойчиво старается овладеть ими, самостоятельно повторяя по 15 - 20 раз подряд. Умеет пользоваться знакомыми движениями в новой обстановке.

Любит подвижные игры, умеет выполнять простые правила, вслушиваться в игровые сигналы и реагировать на них (остановиться, изменить направление движения, темп, амплитуду).

 

Социально-нравственное и личностное развитие

Узнает себя в зеркале и на фотографии, осознает свое "Я" и свою половую принадлежность ("Я девочка", "Я мальчик"); идентифицирует себя с представителями своего пола, осознает себя субъектом деятельности.

Проявляет стремление к самостоятельности, независимости, демонстрирует их ("Я сам", "хочу", "не хочу", "могу", "не могу").

Следует элементарным правилам поведения, которые способствуют сохранению жизни, проявляет осторожность.

Самостоятельно моет руки и лицо, одевается и раздевается с небольшой помощью взрослого (застегивание верхней пуговицы, молнии на спинке платья, завязывание шнурков и т.д.); самостоятельно принимает пищу, замечает непорядок в одежде, исправляет его самостоятельно или с помощью взрослого.

Проявляет интерес к активному взаимодействию с детьми, владеет элементарными способами общения.

Отображает впечатления, полученные в повседневной жизни в игровой деятельности, стремится быть как взрослый (копирует поведение, жесты, действия).

Играет рядом с другими детьми.

Бережно относится к игрушкам.

Проявляет самостоятельность в разных видах деятельности.

Вступает в совместную деятельность со взрослым и сверстниками.

Умеет обратиться с просьбой поменяться игрушкой с другим ребенком.

Выполняет несложные трудовые поручения: убирает на место игрушки после игр, с помощью взрослого ухаживает за растениями и животными; под руководством педагога участвует в наведении порядка в группе, на участке.

 

Познавательное развитие

 

Познавательная активность

Проявляет интерес к окружающим объектам:

обращает внимание на новые объекты, следит за перемещением, реагирует на изменения в пространстве;

переходит от простой манипуляции к предметным действиям, трогает, активно изучает, разбирает, совершает разнообразные действия, соответствующие свойствам предмета (мяч катает, кубики накладывает друг на друга, машинку перемещает на колесах, ставит в "гараж"), называет предметы и действия с ними.

Задает вопросы: устанавливающие (что это? кто это?); уточняющие (а это мотоцикл?); определительные (как? какой?); причинные (зачем? почему?).

Выполняет действия: подражательные; инициативные.

Развитие сенсорных процессов

На уровне зрительного узнавания:

различает основные цвета, сортирует предметы разных цветовых тонов; 4 - 5 основных форм (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), некоторые из них обозначает предэталонами (как крыша, кирпичик...);

размещает геометрические фигуры в ячейках соответствующей формы, выстраивает ряды "больше - меньше";

знает правую руку, правую ногу;

группирует предметы по сходным признакам, собирает пирамидку, матрешку, башенку и т.п.;

складывает картинки, разрезанные на 2, 3, 4 части.

Распознает звуки, адекватно реагирует на интонацию голоса близких, различает бытовые шумы, характер музыкальных произведений, различает и имитирует голоса животных и т.п.

Различает запахи (приятные и неприятные); вкус пищи (имеет вкусовые предпочтения).

 

Развитие памяти и внимания

Внимание малыша легко привлекают яркие, новые, движущиеся объекты, сюрпризные моменты (внимание непроизвольное, объем внимания - 2 - 3 предмета).

Способен сосредоточиться на интересной деятельности 5 - 7 мин.

Запоминает лица, имена детей, близких взрослых, запоминает и повторяет фразы из нескольких слов, повторяет 2 - 3 числа; может воспроизвести на память числовой ряд до десяти (память непроизвольная).

После многократного повторения запоминает четверостишия, потешки, фразы, может воспроизводить по памяти отрывки текстов (сказок, стихов).

Запоминает дорогу домой, дорогу в детский сад, ориентируется в пространстве двора, знает расположение качелей, горок и другого оборудования.

 

Развитие мышления

Самостоятельно устанавливает связи между словом и предметом, словом и действием, действием и результатом.

Использует наглядно-действенное практическое мышление в процессе бытовой деятельности и самообслуживания (складывает одежду, застегивает пуговицу, продевает шнурок в отверстие, застегивает липучки на одежде и обуви, пользуется ложкой, расческой, носовым платком и др.).

Решает практические задачи в действиях с предметами (достать что-либо с помощью вспомогательных средств, открыть-закрыть, собрать, "починить").

Развитие воображения

Переносит действие с одного предмета на другой; начинает применять предметы-заместители; в каракулях узнает образы; появляются представления воображения на основе описания и наглядного подкрепления (в процессе слушания сказок, при просмотре мультфильмов, при рассматривании иллюстраций...).

Подражает звукам и движениям животных.

 

Элементарные математические представления

Различает единично представленные предметы и группы предметов, может обозначить их словами ("один", "много"), самостоятельно составить множество предметов.

Различает группы из одного, двух, трех предметов (без пересчета), понимает смысл числительных "один", "два", "три".

Имеет элементарные представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, шар, куб), может группировать их по одному признаку (цвет, форма, величина).

Имеет элементарные представления о частях суток, временах года.

 

Ребенок и природа

Замечает, отличает и называет основные состояния погоды.

Различает и называет жизненные формы растений (дерево, кустарник, трава), животных и их детенышей.

Показывает и называет части тела животного.

 

Речевое развитие

Играет со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий.

Узнает персонажей по звукоподражанию (ко-ко, му-му, ку-ка-ре-ку).

Произносит правильно гласные (а, о, у, и, ы) и простые согласные звуки (м, б, п, н, т, д, к, г, ф, в).

Использует названия предметов и игрушек.

Называет предметы и их части, действия и качества (машина, у машины колеса и руль, машина едет, она красная).

Изменяет слова по родам, числам и падежам, составляя предложения.

Вступает активно в речевые контакты со сверстниками.

Рассказывает сказки, воспроизводит рассказы-образцы.

Проговаривает отдельные фразы вслед за взрослым, договаривает отдельные слова.

 

Эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

 

Проявляет интерес к изобразительной деятельности, создает изображения: рисует линии (прямые, замкнутые), штрихи, заполняет листы бумаги мазками, пятнами.

Владеет первоначальными представлениями об изобразительных материалах, использует их по назначению; выбирает самостоятельно цвета красок, фон листа бумаги, экспериментирует с красками, карандашами, комком глины, готовыми аппликативными формами.

Осваивает технические навыки в рисовании (промывает кисть, аккуратно берет краску, с интересом рисует пальчиками).

Владеет приемами лепки (раскатывает комок глины в ладонях, видоизменяет комок с помощью пальцев, соединяет части); приемами выкладывания готовых форм, наклеивания их на бумагу (с помощью взрослого).

Создает простые конструкции путем комбинирования знакомых по форме деталей, проявляет интерес и участвует в сюжетном конструировании.

Проявляет активное желание к сотворчеству со взрослыми, дополняет готовые изображения своими деталями.

 

Музыкальная деятельность

Слушает вокальную и инструментальную музыку. Проявляет эмоциональный отклик на музыку. Различает веселую и грустную музыку, громкую и тихую динамику, быстрый и медленный темп ее звучания. Проявляет интерес к детским музыкальным инструментам и различает их контрастное звучание: дудочка - колокольчик, треугольник - барабан, металлофон - бубен и т.д.

Произносит и подпевает легко произносимые, повторяющиеся слова, фразы несложных попевок, песенок в соответствии с характером музыки. Повторяет за взрослым и выполняет основные движения в упражнениях, плясовые движения (хлопки (в ладоши, по коленям), притопы (одной, двумя ногами), движения с атрибутами (индивидуально, в парах), сюжетно-образные действия в играх по показу педагога и самостоятельно в соответствии с характером музыки, текстом песни. Двигается в соответствии с характером музыки.