Образовательный процесс

Лето

Каждое время года по-своему прекрасно, но лето имеет преимущество, оно всеми любимо, а особенно детьми. И каждый  ребенок с нетерпением ждет, когда же наступит это прекрасное время. Ведь летом можно вдоволь нагуляться, побегать, окрепнуть, подрасти, узнать новое.

Главная задача учреждения в летний период времени организовать жизнь дошкольников так, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах ещё долго радовали детей.

С первого июня дошкольное учреждение переходит на работу в условиях летнего режима. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней.

Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовились к ней все участники воспитательно-образовательного процесса.

Самое главное это сохранение здоровья и жизни дошкольника

Летний период, каникулы – время оздоровительного отдыха для детей, который они проводят как с родителями, так и в детских оздоровительных лагерях. Жаркая погода способствует тому,  что выбор места для отдыха падает на водоемы. В таких случаях необходимо помнить о правилах обеспечения безопасного времяпрепровождения детей на воде.

Безопасность детей на воде достигается правильным выбором и оборудованием мест купания, четкой организацией купания и проведением разъяснительной работы. Преподаватели (инструкторы, тренеры) по плаванию должны систематически разъяснять детям правила безопасного поведения на воде, не допускать их к водоемам без присмотра взрослых.

Места для пляжей по возможности должны выбираться на пологих песчаных берегах, ограждаться штакетным забором со стороны суши, иметь кабины для переодевания, теневые навесы.

На расстоянии 5 метров от уреза воды устанавливаются щиты со спасательным имуществом, стенды с информацией о мерах безопасности, приемах и способах оказания первой помощи, о погоде, а также о правилах приема водных и солнечных процедур.

Плавание детей допускается в специально отведенных местах, согласованных с территориальными учреждениями государственного санитарного надзора и ОСВОД. Дно акваторий, отведенных для купания детей, должно иметь постепенный уклон, быть без ям, уступов и опасных предметов, свободно от тины и водных растений, с глубинами, не превышающими:

0,7 метра, - для детей до 9 лет;

1,2 метра, - для детей старшего возраста, не умеющих плавать.

Участки для купания детей до 9 лет и не умеющих плавать ограждаются штакетным забором высотой над поверхностью воды не менее 0,5 метра, для детей старшего возраста - обносятся поплавковым ограждением или штакетным забором. Ограждение может быть сделано из жердей, имеющих гладкую поверхность и закрепленных на кольях.

Занятия по плаванию и купание детей на открытых водоемах должны проводиться в солнечную погоду при температуре воздуха 20 - 25 °С, воды - 18 - 20 °С и волнении водной поверхности не более 1 балла (высота волны до 0,25 метра).

Ответственность за безопасность детей во время занятий и обучения плаванию, проведения спортивных мероприятий на воде возлагается на руководителя занятия (инструктора, преподавателя, тренера).

Купание и обучение детей плаванию разрешается группами не более 15 человек. Купание и обучение детей, не умеющих плавать, должны проводиться отдельно, при этом все упражнения выполняют в сторону берега.

За купающимися детьми должно вестись непрерывное наблюдение руководителем занятия (преподавателем, инструктором, тренером), а также спасателями. Ответственные за купание должны пресекать (не допускать) действия занимающихся, которые могут стать причиной несчастного случая.

Песочница – больше, чем игра!

Скажите, а во что играют ваши дети  в песочнице? Ведь  они  по сорок минут ежедневно сидят  там, песок в ведерко насыпают и высыпают...

Кто из нас в детстве не играл в песочнице? Из него так легко становится что-то вылепить, создать. Но песок высыхает, и все созданное снова рассыпается на песчинки. Не зря же существует выражение — «строить замки на песке»! Так мы играем с матушкой-природой или она играем с нами, позволяя воплотить в жизнь свои самые невероятные фантазии. А дети своими чуткими ладошками особенно хорошо ощущают ее нежность и теплоту...

 

Игры с песком являются важной частью развивающих детских летних занятий.

 

развитие воображения

Можно на влажном песке оставлять отпечатки ладошек: взрослой и детской. Пусть ребенок сравнит их. Или еще можно поставить отпечаток ладони взрослого по центру, а справа и слева к нему будут примыкать отпечатки двух маленьких ладошек. Маленькие ладошки с растопыренными пальчиками — это крылья. А большая ладонь с сомкнутыми пальцами — это... Впрочем, дальше уже можно фантазировать самостоятельно.

Потом отпечатки дополняют камешками, ракушками, чтобы получилась, например, веселая мордашка, золотая рыбка, осьминожка (добавить два камешка-глазика и нарисовать улыбку).

 

освоение пространства

Можно совочком выкопать в песке норку для игрушечной мышки, лисенка или зайчика. А в хорошо смоченном водой холмике построить берлогу для медвежонка или домик для любимой куклы. Пещерка вполне может стать удобным гаражом для автомобиля.

А дорожки сначала так интересно начертить прутиком, а потом «заасфальтировать», полив водой или проехавшись по ним «асфальтоукладчиком» в виде кубика- кирпича с ровной нижней поверхностью. По этим дорогам могут ездить маленькие машинки. Ну, а раз есть дороги, значит, на них могут быть мосты, сделанные над реками из  влажного песка. По дорогам можно ходить в гости, путешествовать по пустыням и горам. Можно провести пальчиковую игру с использованием песочницы «Большие ноги идут по дороге...».

Когда ребенок закончит создание своей сказочной страны, попросите его рассказать о ней: что это за мир, какие существа его населяют, с каким характером, что они умеют, как относятся к другим, какие события будут происходить в этой стране. Ответы дадут вам очень многое для понимания детей. Иногда малыши закапывают фигурки, как бы вытесняя в сознании то, к решению чего они еще не готовы: камни (как что-то в самих себе), монстриков (как вытесненное напряжение), ключи (как символы новых путей). Расспросите об этих фигурках подробнее.

А еще песочницу можно разделить на зоны: «дом (двор)», « лес», «сад» и предложить детям расставить фигурки так, чтобы домашние животные оказались во дворе дома, дикие — я лесу, поговорить о том, как любят цветочки в саду пчелы и бабочки, обратить внимание детей на особенности птиц, рассказать о различных видах труда человека и т.д.

 

создание формы

Когда игрушки «проголодаются», им можно испечь «лепешки», «куличики», перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую, закладывая в формочку или ведерко. Естественно, сразу хорошие куличики у двухлетнего ребенка вряд ли получатся. Сначала малыш будет смотреть, как это делает взрослый, и однажды попытается повторить. А пока самое интересное для него — разрушать  после уроков  уже готовые куличики. Не стоит сердиться — ведь так тоже идет накопление знания маленького человечка о мире: ничего не было, поток появилось, а потом его опять не стало!.. Тут можно показать ребенку, чем отличается сухой и мокрый песок. Объясните ему, что из мокрого песка кулич «выпекается», а из сухого — рассыпается.

Научите малыша насыпать песок в ведерки, формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, перекладывать и пересыпать из одной емкости в другую. Свои «кулинарные шедевры» сверху дети любят посыпать «сахаром» — сухим песком.

В качестве формочек для «песочного печенья» можно использовать и аккуратно обрезанные и предварительно оплавленные по краям донышки от пустых пластмассовых бутылок. А оставшиеся части бутылок тоже пригодятся. Если плотно заполнить их влажным песком до самого верха, а потом перевернуть и со всех сторон постучать по бутылкам, чтобы песок отошел от стенок, то получатся высоченные башни! Они могут быть и поменьше, если бутылки обрезать покороче. Окна и двери прорисовывают, процарапывают или выкладывают прутиками. Вокруг здания тоже проводят дорожки, высаживают «деревья» (прутики или травинки).

Крепостной вал вокруг башни, где живет сказочная принцесса, лепят ладошками. А можно вокруг башни вырыть непреодолимый для врага ров и даже пустить туда воды. Правда, она быстро впитается в песок... С одной стороны ров можно защитить • частоколом» из палочек ил» былинок, а через ров построить мост, А если вы сможете показать детям, как из небольшой дощечки и пары кусочков веревки делается откидной мост, будет совсем здорово.

Конечно, песочные замки малышей недолговечны. Даже не знаю, можно ли по секрету рассказать вам о том, что если добавить в исходный строительный материал немного цемента, как это принято у профессиональных творцов песчаных скульптур, то они простоят больше недели? Нет, наверное, малышам пока еще рано иметь дело с цементом. Вот подрастут — тогда, пожалуйста!

 

рисование песком

Но и с сыпучим сухим песочком малышам тоже очень нравится играть! Ведь им так замечательно рисовать узоры на ровной поверхности песка или кусочке фанеры! Причем сыпать песочек можно струйкой из кулачка, можно щепоткой, а можно и через воронку.

Нарисовать сначала надо самое простое — дорожку от одного домика до другого. А можно нарисовать и цветок, и человечка (причем предварительно песок можно покрасить гуашью и просушить). Кстати, в Индии до наших дней сохранился чудесный обычай: вот так, руками, хозяйка дома утром перед порогом своего дома рисует цветной замысловатый узор. За день его, конечно, затопчут, но утром она его снова нарисует! Причем делает это она обеими руками одновременно, и ее узоры никогда не повторяются!

Рисовать можно не только песком, но  и на песке. Можно пальчиком, а можно палочкой — по сухому или по мокрому песку (а взрослый должен постараться отгадать, что изображено).

 

игры с буквами

Игры с буквами интересны тем, что писать можно их на влажном песке и на сухом — совсем с разным результатом. Если написать их струйкой песка на разровненной площадке, то буквы эти окажутся выпуклыми. А если «накапывать» их очень влажным песком?.. Можно повторить буквы снова и снова, писать большие и маленькие, можно выложить их на песке из веточек. И все эти действия в веселой и непринужденной форме предлагайте повторить детям. А еще тут могут помочь « змейки» (веревочки с узелком вместо головы). Сначала ребенок берет «змейку» за голову или хвост и просто проводит ею по песку. Потом он старается нарисовать с помощью змейки крючочки, петельки, кружочки и, наконец, изображает буквы.

Аналогичные игры можно придумать с цифрами и простыми геометрическими фигурами.

 

чудесные секретики

 

Обязательно покажите малышам, как делаются «секретики». Помните, как вы делали это сами? Роется ямка, на ее дно кладется блестящий фантик, бусинка, вокруг укладываются лепестки и травинки, вся эта красота покрывается сверху кусочком оргстекла или прозрачной пластиковой бутылки и засыпается песком или землей. Потом по секрету свои «клады» дети показывают друг другу. Тут и вкус развивается, и опять-таки приходится поработать с формой, чтобы подогнать содержимое под форму прозрачного кусочка, а ощущение прикасания к тайне очень сильно эмоционально воздействует на детские души.

 

настоящие скульптуры

С песком любят играть не только малыши, но и дети более старшего возраста.  С ними можно строить из песка машины, корабли, скульптуры животных и людей и даже создавать модели Знаменитых архитектурных сооружений, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками. Для этого сначала песок сгребают в большую кучу, убирают лишнее, придают определенную форму. Сооружение для прочности прихлопывают ладонями со всех сторон, а уж потом приступают к отделке. Обязательно сфотографируйте детей на фоне сотворенного своими руками чуда.

 

игра в камешки

С детьми постарше, можно сыграть в такую игру: в песке выройте ямку и устройте соревнование по метанию камешков. Начертите линию, за которой должны стоять игроки, и по очереди бросайте  камешки, стараясь попасть в лунку. Каждый бросает по пять камешков. По мере того как дети осваивают игру, постепенно отодвигайте линию старта все дальше и дальше от ямки.

 

полезные советы

И еще, что касается создания благоприятных условий.

Первое условие — это наличие чистого, качественного песка в песочнице: желтого, мелкого, легко формующегося, без камушков и примесей. В летнее время, если нет дождей, его следует ежедневно вечером поливать из шланга или из лейки, чтобы за ночь песок равномерно увлажнился. Специалисты не рекомендуют поливать песок утром, поскольку сверху он будет слишком влажным, а внутри так и останется сухим и сыпучим.

 Прежде чем высыпать песок в песочницу, надо просеять его, чтобы избавиться от камешков и мусора (штукатуры и строители используют для этого приспособление, называемое «грохот»).