Информационно-методический кабинет

Информационно - методический кабинет учреждения дошкольного образования как условие совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников

 

информационно-методический кабинет
Создает условия для совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников, повышения их квалификации, роста творческого потенциала, направленного на обеспечение качественного процесса образования и развития детей.
Целью работы  информационно-методического кабинета является:
Учебно-методическое, информационно-ресурсное, консультативное, опытно-экспериментальное и диагностическое обеспечение образовательного процесса для совершенствования качества образовательной работы учреждения дошкольного образования в соответствии с установленными требованиями.

Задачи работы информационно – методического кабинета:

  • Создание и поддержание фонда научно-методического обеспечения дошкольного образования Совершенствование методического обеспечения и материальнотехнической базы образовательного процесса путем оснащения его литературой, наглядными пособиями, раздаточными дидактическими материалами, техническими средствами обучения и т. д.;
  • Оказание помощи педагогам по применению передовых педагогических технологий, методов, форм и средств обучения и развития воспитанников;
  • Изучение, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта;
  • Содействие повышению и совершенствованию педагогического мастерства молодых специалистов, начинающих педагогических работников;
  • Совершенствование форм и методов обучения и развития воспитанников в соответствии с требованиями образовательных стандартов дошкольного образования;
  • Обеспечение информационных, учебно – методических и образовательных потребностей педагогических работников.
свернуть

Аттестация

 

 Аттестация педагогических работников в Республике Беларусь проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)


Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 августа 2022 №216

Инструкция об аттестации (ПАСТАНОВА МIНIСТЭРСТВА АДУКАЦЫI РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ 22 жнiўня 2012г. №101) с дополнениями и изменениями

Общегосударственный классификатор "Специальности и квалификации"

Методическое обеспечение аттестации педагогических работников (по материалам сайта АПО)

Памятка для педагога по изучению и обобщению опыта работы (docx, 14,3 кб)


 При подготовке к описанию опыта рекомендуем ответить на следующие вопросы (docx, 13,8 кб)


Требования к представлению педагогического опыта (docx, 15,6 кб)


 Самообразование (docx, 20,6 кб)

Примерные задания для I этапа квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории (вариативная часть)

свернуть

Подготовка воспитателя дошкольного образования к занятиям

Подготовка воспитателя дошкольного образования к занятиям

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию.

Планирование занятий:

  • Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия
  • Составить план – конспект, который включает в себя:

— программное содержание (образовательные задачи: обучающие, развивающие, воспитательные)

— оборудование (наглядный материал: демонстрационный или раздаточный)

— предварительную работу с детьми (если необходимо)

— ход занятия и методические приёмы

Планировать необходимо не одно занятие, а систему, постепенно усложняя и закрепляя материал. Методической литературой пользуемся, но не механически переписываем её, а применяем с учётом особенностей детей.

Подготовка оборудования:

  • Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.
  • К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее)
  • При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.

Подготовка детей к занятиям

  • Создавать интерес к предстоящей работе
  • Предупреждать детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие
  • Организовать работу дежурных по подготовке к занятию

Полезно пополнить свои собственные знания о предмете занятия: прочитать художественный очерк, навести справку у знающих лиц, детально ознакомиться с местом и объектом экскурсии, чтобы быть во всеоружии на занятии, так как дети могут задать такой вопрос, что для простого и понятного ответа на него необходимо самому иметь достаточные знания.

Тщательная подготовка к занятию придает воспитателю уверенность, спокойствие, которое всегда хорошо влияет на детей.

Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их

размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.

Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3–5 мин.

В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В ходе занятия педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.

В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.

При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.

Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают

предупредить нарушения осанки. Во всех группах физкультминутки проводятся систематически. Обычно это кратковременные перерывы (1,5–2 мин). Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия. Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук. На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины – потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты.

В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

С детьми:

До 3-х лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью 10 мин.

4-го года жизни – 12 занятий продолжительностью не более 15 минут.

5-го года жизни – 15 занятий продолжительностью не более 20 минут.

6-го года жизни — 15 занятий продолжительностью не более 25 минут.

В соответствии с примерными режимами дня и временем года занятия в группах рекомендуется проводить с 1 сентября по 31 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.

свернуть

Учебно-методический комплекс «Мои первые уроки»

Перечни учебных изданий

свернуть

Роль воспитателя на занятиях физической культурой

Физкультурные занятия - это основная форма организации физического воспитания в детском саду. Для того, чтобы физкультурное занятие прошло эффективно необходимы слаженные действия руководителя физического воспитания и воспитателя.

     Перед физкультурным занятием воспитатель прослеживает за спортивной одеждой детей и обувью, чтобы были сняты майки и у детей ничего не находилось в руках и во рту. Воспитатель должен организовать детей для занятия. В зал дети должны зайти организованно (в колонне по одному) и пройти на место построения. Воспитатель, как и руководитель по физическому воспитанию несет ответственность за жизнь и здоровье детей; следит за порядком, за соблюдением правил поведения при выполнении упражнений, осуществляет страховку при выполнении детьми сложных упражнений. Должен знать группы здоровья и группы по физкультуре воспитанников, указанные в медицинских картах и справках, предоставленных после болезни, с целью обеспечения индивидуального подхода во время занятия и облегчения (или замены) физической нагрузки.

     Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям лучше освоить программные задачи. При этом его активность на занятии зависит прежде всего от возраста детей. Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группы. Воспитатель выполняет всё с самого начала занятия: с входом в зал, построения детей в шеренгу и до его окончания: выход из зала спокойным шагом.

      В средней и старшей группах воспитатель помогает руководителю физического воспитания в перестроении детей, раздаче и сборе спортивного инвентаря.

     Во время выполнения общеразвивающих упражнений и в основных видах движений воспитатель следит за исходным положением и качеством движений, делает по необходимости замечания детям или поощряет тех, которые верно справились с заданием, применяя самые разнообразные приемы.

    Во время подвижных игр воспитатель следит за детьми, чтобы они правильно передавали игровой образ, не нарушали установленные правила.

     Умения, знания и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель умело должен применять на утренней гимнастике и в повседневной жизни детей.

     Ежедневные занятия с каждым ребенком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю и руководителю физического воспитания осуществлять физическое развитие всех детей.

     Руководитель физического воспитания консультирует воспитателей, дает необходимые советы, оказывает помощь.

     Особенно содержательная совместная работа с воспитателем и музыкальным руководителем проводится в ходе подготовки к утренней гимнастике, спортивным праздникам, досугам, развлечениям. Учитывая способности каждого воспитателя необходимо распределить роли для сюрпризных моментов праздника, отработать их, подобрать музыкальное сопровождение, песни, танцы.

     Чтобы воспитатель был первым помощником руководителя физвоспитания, с ним надо регулярно взаимодействовать. На консультациях знакомить воспитателей с планом работы, разрабатывать утреннюю гимнастику, обращать внимание на те умения  и навыки, которыми должен овладеть каждый ребенок, вместе обсуждать проведенные занятия, учитывать, кому из детей нужна индивидуальная помощь. А на практических занятиях помогать воспитателям совершенствовать их навыки и умения.

      Постоянная, совместная работа руководителя физвоспитания и воспитателя группы может привести к желаемым результатам в решении задач общего физического воситания дошкольников.

     Примерное распределение обязанностей в ходе занятия

     1 частьРуководитель физического воспитания - обращает внимание детей на правильность выполнения ходьбы и бега, выполняет бег вместе с детьми. Воспитатель - следит за осанкой детей и за внешними признаками утомления.

      2 часть.

  • ОРУ. Руководитель физического воспитания - объясняет и показывает упражнение, контролирует его правильность выполнения. Воспитатель - следит за правильностью выполнения упражнений, помогает детям, нуждающимся в индивидуальной помощи, помогает принять исходное положение, исправляет неверно выполненное упражнение.
  • ОД. Руководитель физического воспитания - расставляет инвентарь, объясняет и показывает упражнения детям, контролирует правильность выполнения и обеспечивает страховку, занимается с первой подгруппой. Воспитатель - контролирует правильность выполнения и обеспечивает страховку, вместе с детьми помогает убирать инвентарь, занимается со второй подгруппой.

     Существуют разные способы организации детей во время обучения движениям: фронтальный, групповой, посменный, поточный. Например, при использовании группового способа организации обучения руководитель по физическому воспитанию занимается с одной группой, а воспитатель - с другой. При организации поточного способа - "станционального" (кругового) педагоги делят "станции" между собой и следят на них за качеством выполнения упражнений.

  • Игра. Руководитель физического воспитания - сообщает название игры, объясняет правила, показывает разметку площадки, руководит ходом игры и действиями детей. Воспитатель - на первом этапе разучивания берет на себя роль ловишки, на последующих принимает участие в игре, следит за соблюдением правил и за внешними признаками утомления. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.

     3 частьРуководитель физического воспитания - сообщает название игры, объясняет правила, показывает разметку площадки, руководит ходом игры и действиями детей. Воспитатель - следит за соблюдением правил, следит за осанкой, принимает участие в игре.

     В заключительной части занятия физической культурой при подведении итогов, воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось.

     После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки и игры он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок).

 

свернуть

Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания

Цель родительского собрания: согласование и объединение усилий учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка; повышение педагогической культуры родителей; привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.

     Собрание организуется и проводится не реже одного раза в квартал. Собрание должно начинаться в установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются придерживаться его. Максимальная продолжительность - 1-1,5 часа (60 минут с родителями и 20 минут с участием детей).

     В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем они хители встречаться, чью консультацию получить). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Обсуждается план совместной работы с родителями на учебный год.

     Проведение родительского собрания т ребует от воспитателей тщательной подготовки, своего рода сценария, только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Помощь в подготовке и проведении собрания воспитателю могут в некоторых случаях оказать родительский комитет (если таковой есть) или отдельные активные родители.

     Как правило, родительское собрание состоит из двух частей: общей беседы (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование дискуссии и т.д.) и индивидуальной (по запросам родителя). Обычно это консультации с участием нескошльких родителей по интересующим вопросам.

     Основным методом проведения собрания должен стать - диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить мнения и предложения.

     Элементы коммуникации могут быть вербальными и невербальными. Впечатление о человеке складывается из множества разнообразных его черт. В значительной степени оно зависит от умения человека общаться невербально (интонация и тембр голоса; соблюдение дистанции, разделяющей говорящих; осанка; жесты; выражение лица; зрительный контакт; манеры, стиль одежды и т.п.).

     В общении с родителями воспитателю особенно важно обращать внимание на отдельные невербальные моменты, которые показывают отношение к нему участников родительского собрания. Это могут быть нервозное поведение, напряженное молчание, выразительные жесты или восклицания, зрительный контакт или его отсутствие.

     Готовясь к собранию, воспитатель может заранее попросить родителей заполнить анкеты, которые помогут составить более конкретное предс

свернуть

Организация работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности. Дидактические игры.

  Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях - одна из самых актуальных. Практически каждый человек раз в жизни оказывается в экстремальной ситуации, которая требует максимального напряжения воли и сил, умения быстро оценить произошедшее и выбрать наиболее эффективный способ защиты или спасения. Самая незащищенная и уязвимая часть населения - дети. Познавая мир, они интересуются окружающими их предметами и явлениями, которые зачастую могут угрожать их жизни. 

     Цели, задачи и содержание работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности определены учебной программой дошкольного образования: направление "Социально-нравственное и личностное развитие", образовательная область "Ребенок и общество", компоненты программы: "Безпасность жизнедеятельности", "Рукотворный мир".

     В рамках решения актуальных задач по обеспечению качества дошкольного образования с целью формирования образовательного пространства, обеспечивающего безопасность жизнедеятельности каждого воспитанника, педагоги учреждения дошкольного образования в основу своей работы с детьми должны поставить паритетное взаимодействие с семьей. Наряду с родителями и педагогами учреждения дошкольного образования в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста должны принимать участие различные ведомственные структуры. Ведь правила, усвоенные в детстве, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

     Процесс обучения малышей ОБЖ довольно длительный и трудоемкий. Важно помнить, что только преподнесение материала с учетом возрастных особенностей детей и систематическая работа в этом направлении могут дать желаемый результат. Чтобы обучение было действенным, приносило пользу и не провоцировало детей на опасные игры и действия, необходимо учитывать следующие рекомендации:

  1. Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление; словесно-логическое мышление начинает формироваться с 5 лет. В силу этого словесное объяснение правил детьми воспринимается гораздо хуже, поэтому при проведении занятий (бесед) необходимо применять средства наглядности (плакаты, картинки). При рассматривании иллюстраций необходимо побуждать детей высказывать свое отношение к увиденному, учить давать оценку, делать правильные выводы. В ходе беседы нужно знакомить детей с причинами пожаров и другими чрезвычайными ситуациями; рассказывать о том, к каким последствиям они приводят, и тем самым вызывать у воспитанников чувство эмпатии к попавшим в беду; формировать бережное отношение к игрушкам и имуществу, которые могут сгореть в огне. В тоже время нельзя запугивать детей страшными картинами последствий пожаров. Текст беседы должен быть понятным и простым, нужно избегать сложных формулировок и непонятных слов.
  2.  Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, поэтому она является одним из самых эффективных средств обучения основам безопасности жизнедеятельности. В практике работы с детьми по формированию культуры безопасности жизнедеятельности целесообразно использовать разные виды игр: сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные. Разнообразные по форме и содержанию игры вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая освоение социального опыта взрослых: знаний, умений и навыков, способов и правил поведения, моральных норм, оценок и суждений.
  3. Не менее эффективным средством обучения дошкольников основам безопасности жизнедеятельности может стать художественное слово. При подготовке бесед с детьми рекомендуется использовать тексты сказок, небольших рассказов, стихов, загадок, поговорки. Они активизируют детскую память, внимание, мышление.

   Необходимо помнить, что, чем выразительнее взрослым преподносится текст художественного произведения, тем отчетливее возникают образы в детском воображении. Особенное нравятся детям сказки, которые позволяют организовать их обучение правилам безопасности вместе со сказочными героями. Сказку желательно рассказывать, а не читать. Такая передача текста поможет усилить эмоциональное воздействие, будет содействовать лучшему восприятию его содержания и пониманию смысла. При ознакомлении дошкольников с различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, после прослушивания сказки желательно провести с ними беседу, чтобы они более глубоко осознали и поняли основную идею произведения. Взрослому необходимо заранее продумать вопросы. Они должны быть лаконичными, конкретными и должны сосредотачивать внимание дошкольников на главном.

     4. В работе с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности необходимо учитывать особенности их психического развития на каждом возрастном этапе. В связи с эим основными методами работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей 3-х лет являются рассматривание картинок, иллюстраций, беседы, чтение стихотворений и сказок, показ инсценировок, во время которых дети учатся понимать слово "опасность". Все это поможет научить их быть осторожными в необходимых условиях, привить им первичные навыки безопасности (нельзя подходить к огню и играть со спичками, купаться в водоемах без сопровождения взрослых и т.д.).

     Дети 4-5 лет начинают делать первые самостоятельные выводы, исследуют предметы, наблюдают доступные их пониманию явления, выделяют признаки, сравнивают, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи. С расширением области самостоятельной деятельности детей увеличивается и степень риска. Ребенок все чаще проявляет инициативу в своих действиях, его игры становятся творческими. Он берет на себя роль взрослых, подражает им играя. Основными методами работы с детьми данного возраста являются чтение художественной литературы, рассматривание картинок и иллюстраций, показ инсценировок с помощью игрушек, беседы, игры.

     В систему работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности следует включать:

  • занятия, беседы с детьми с использованием наглядности, сказочных героев;
  • экскурсии в пожарную аварийно-спасательную часть;
  • видеофильмы, мультфильмы по ОБЖ;
  • художественные произведения, стихи; музыкальные произведения;
  • конкурсы;
  • спортивные развлечения, праздники;
  • игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические);
  • специальные ситуации для отработки правильных действий.

Игра "Где прячется опасность"

Задачи: закрепилять у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, ситуациях, расширять знания об основах безопасности жизнедеятельности; развивать внимание, умение рассуждать, делать выводы.

Материалы: макет телевизора, "кинопленка" (картинки на пожарную тематику, скрепленные мужду собой).

Ход игры

     Ведущий "включает" телевизор, предлагает посмотреть передачу на тему "Где прячется опасность?". Озвучивается проблемная ситуация: в телевизоре пропал звук. Дети должны рассказать о сюжете, изображенном на кадре, озвучить правило безопасности (например, ребенок играет со спичками - спички детям не игрушка, может возникнуть пожар). Примерные варианты изображений на кадрах: ребенок с ножницами в руках заглядвает в розетку; дети не потушили костер в лесу и т.п. Выигрывает тот, кто больше кадров "озвучит".

 

Игра "Опасные предметы дома"

Задачи: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими; формировать навыки осознанного использования знаний пожарной безопасности в повседневной жизни, развивать внимание.

Материалы: картинки с изображением предметов на пожарную тематику (спички, электроприборы, зажигалка и т.д.)

Ход игры

     Ведущий. Ребята, вы уже большие. Кого из вас родители оставляли дома одних? Какие опасности ждут вас дома? (Ответы детей)

     Мы сейчас попробуем определить, какие предметы в доме можно считать опасными. Отгадайте загадки о домашних предметах и подумайте, чем они могут быть опасными. Вам в помощь даются картинки с изображением предмета, о котором вы должны будете рассказать.

  1. Он один на всем свете

        Очень рад пыль встретить. (Пылесос)

    2. Плывет параход

        То назад, то вперед,

        А вокруг такая гладь,

        Ни морщинки не видать. (Утюг)

    3. На столе, в колпаке

        Да в стеклянном пузырьке

        Поселился дружок,

        Развеселый огонек. (Настольная лампа)

Игра "Спасатель"

Задачи: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, работе спасателя; формировать представление о значимости правильного безопасного поведения для охраны своей жизни и здоровья.

Материалы: картинки на пожарную тематику.

Ход игры

     Ведущий беседует с детьми о тяжелой и опасной работе спасателей. Обращает внимание детей на то, что спасатели не только тушат пожары, но и рассказывают людям, что нужно делать, чтобы не произошел пожар. Предлагаем детям побыть в роли спасателей, т.е. рассказать о том, что нарисовано на картинке и почему нельзя этого делать.

1. Девочки зажигают спички.

     Если младшие сестрички

     Зажигают в доме спички.

     Что ты должен препринять?

     Сразу спички отобрать.

     Всем ребятам знать пора:

     Спички - это не игра.

2. Белье сушится над газовой плитой.

     Не суши белье над газом -

     Все сгорит единым разом.

3. Оставленная без присмотра печь.

     Когда без присмотра оставлена печь,

     Один уголек может дом целый сжечь.

4. Включенный утюг.

     Чтобы он не стал врагом,

      Будь осторожен с утюгом.

5. Дети поджигают сухую траву, листья.

     Возле дома и сарая

     Поджигать траву не смей:

     Может быть беда большая

     Для построек и людей.

Игра "Цветик-семицветик"

Задачи: систематизировать и закрепить знания о причинах возникновения и средствах тушения пожаров; формировать умения классифицировать предметы, самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материалы: круги синего и красного цвета, лепестки с наклеенными предметами (на одних лепестках предметы, которые могут стать причиной возникновения пожаров, на других - предметы, которые являются средствами тушения пожара).

Ход игры

     Ведущий беседут с детьми об опасностях, которые подстерегают их везде: на воде, на дороге, в лесу, дома, у огня. Подробно беседуют об огне, пожаре. Предлагает поиграть в игру "Цветик-семицветик".

     Необходимо собрать два цветика-семицветика, лепестки которых опали и перепутались. К синему кругу положить лепестки с изображением предметов, которые являются средствами тушения пожара, к красному - лепестки с изображением предметов, которые могут стать причиной возникновения пожара. Побеждает тот, кто больше всех соберет правильных лепестков и объяснит свой выбор.

Игра "Черный ящик"

Задачи: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, предметах, которые могут стать причинами возникновения пожара, средствах тушения пожара, формировать навыки осознанного использования полученных знаний в повседневной жизни.

Материалы: предметы, которые могут стать причинами пожара (коробок спичек, зажигалка, свечка, бенгальский огонь и т.д.); средства тушения пожара (огнетушитель, вода, песок и т.д.); черный ящик.

Ход игры

     Ведущий беседует с детьми о телепередаче "Поле чудес". Обращает внимание на черный ящик, выясняет знания детей о назначении данного предмета в вышеуказанной игре. Затем предлагает угадать, что лежит в черном ящике. В ящик кладутся предметы, которые могут стать причиной возникновения пожара или средством его тушения. Дети могут задавать ведущему вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет".

Предмет металлический? (Нет)

Бумажный? (Да)

Круглый? (Нет)

Прямоугольной формы? (Да)

Красного цвета? (Нет)

С ним можно играть? (Нет)

Он горит? (Да)

Это коробок спичек? (Да)

Выигрывает тот, кто первым угадает, какой предмет лежит в ящике.

Игра "Волшебный кубик"

Задачи: расширить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать умение самостоятельно использовать полученные знания в повседневной жизни.

Материалы: кубик, обклеенный фланелью, набор картинок на пожарную тематику.

Ход игры

Вариант 1. Ведущий прикрепляет на грань кубика картинку, где изображен предмет, который может стать причиной возникновения пожара или средством его тушения. Дети, у которых есть аналогичные предметы, подходят и прикрепляют их на кубик.

Вариант 2. Ведущий прикрепляет на грань кубика картинку, где изображен предмет, который может стать причиной возникновения пожара или средством его тушения. Называет этот предмет, говорит, что он обозначает и подходит к тем детям, у которых есть картинки этой группы.

Вариант 3. Ведущий прикрепляет на грань кубика картинку, где изображен предмет, который может стать причиной возникновения пожара или средством его тушения. дети изучают свои картинки. Те, у кого есть картинки этой группы, рассказывают о них, не называя, что это, а остальные дети отгадывают картинку по описанию.

Игра "Починим комбинезон"

Задачи: расширить знания детей о работе спасателей и пожарной безопасности; развивать внимание; воспитывать уважение к людям этой профессии.

Материалы: силуэты комбинезонов с "дырками", наборы геометрических фигур.

Ход игры

     Ведущий беседует с детьми о работе спасателя, обращает внимание на комбинезоны, говорит, что при тушении у пожарных прогорели комбинезоны. А им скоро нужно выезжать на пожар. Необходимо "починить" комбинезоны, т.е. найти такие геометрические фигуры, которые по форме похожи на "дырки". Дети выполняют задание. Выигрывает тот, кто первый справится с заданием.

Игра "Кто быстрее наберет номер 101"

Задачи: отрабатывать действия в случае возникновения пожара, расширять знания детей о пожарной безопасности.

Материалы: карточки из бархатной бумаги с наклеенными цифрами из наждачной бумаги от 0 до 9 (несколько экземпляров); косынка.

Ход игры

     Ведущий беседует с детьми о работе спасателей, по какому номеру необходимо вызывать спасателей. Затем предлагает представить, что ночью случился пожар, в доме темно, а нужно срочно вызвать спасателей. С закрытыми глазами, на ощупь, необходимо найти три цифры "1-0-1" и правильно разложить их на столе. Выигрывает тот, кто первый нашел эти цифры и правильно разложил их на столе.

Игра "Кто это сказал?"

Задачи: вспомнить с детьми героев художественных произведений на пожарную тематику.

Материалы: фишки для вознаграждения.

Ход игры

     С детьми проводится беседа об огне, пожаре, правилах пожарной безопасности. Ведущий дает установку на то, что детям будут зачитываться слова героев из художественных произведений. Необходимо угадать героя; назвать произведение и его автора.

     1. Эй пожарные, бегите! Помогите! Помогите! (Кит из стихотворения К.Чуковского "Путаница")

     2. Василий-кот, закрой окно!

         Уже становится темно.

         Две стеариновых свечи

         Зажги для нас в столовой.

         Да разведи огонь в печи... (Кошка из стихотворения С.Маршака "Кошкин дом")

     3. Не зальеш огня слезами,

         Мы водой потушим пламя.

         Будешь жить да поживать.

         Только чур - не поджигать! (Кузьма из стихотворения С.Маршака "Пожар")

     4. Гражданка, я не для укора скажу, когда пожар утих: не оставляйте без надзора хотя б на час детей своих. И если никого нет дома, оставить некому ребят, вы отведите их к знакомым или отдайте в детский сад. Как будто спичка-невеличка, а сколько бед бывает с ней! Бензин и керосин, и спички подальше прячьте от детей. (Пожарный из стихотворения К.Лисовского "Эта книжечка о том, что нельзя шутить с огнем")

свернуть

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

АЛГОРИТМ

информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

 

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования1.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка2.

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности3.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им

 

1 Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка».

2 Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.

3 Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.

интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

  1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:
  • их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);
  • очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.
  1. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др4.

 Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные 12.12.2017 Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

  1. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:
  • неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;
  • несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;
  • противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;
  • обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;
  • неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;
  • обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

  • информация, поступившая от ребенка;
  • информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;
  • информация, поступившая от работников учреждений образования;
  • информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
  • информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;
  • информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

 

 

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

 

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

  • незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;
  • поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;
  • незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования5.

 

5 Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи» 

свернуть
Меню раздела