Опорное учреждение образования

Перечень учебных изданий

01.09.2023

Нормативные правовые документы

01.09.2023

 

Инструктивно-методические письма

Образовательный стандарт

Учебные планы специального образования

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ об опорном учреждении образования осуществляющем образовательную интеграцию детей с особенностями психофизического развития

01.09.2023

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, условия создания и порядок организации деятельности опорного учреждения, реализующего образовательную программу дошкольного образования и специального образования системы специального образования Минской области (далее - опорное учреждение образования).

1.2. Статус "Опорное учреждение образования" придаётся учреждению образования на основании приказа начальника отдела образования местного исполнительного комитета.

1.3. Признание учреждения образования опорным учреждением образования не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида образовательного учреждения и в его Уставе не фиксируется.

1.4. Опорное учреждение образования в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, нормативными правовыми документами Республики Беларусь и иными локальными актами.

  1. ЗАДАЧИ ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Задачами опорного учреждения образования являются:

  • обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования в соответствии с образовательными стандартами;
  • создание специальных условий для получения образования лицам с особенностями психофизического развития и оказание им коррекционно-педагогической помощи;
  • концентрация материально-технических, педагогических, интеллектуальных и  информационных ресурсов по вопросам развития, обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития;
  • создание необходимой оптимальной образовательной среды для обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включая безбарьерный доступ в учреждение образования;
  • накопление практического опыта работы с детьми с особенностями психофизического развития;
  • работа с детьми,  родителями, педагогами учреждений образования по формированию позитивного отношения к лицам с особенностями психофизического развития;
  • организация волонтерской работы для сопровождения лиц с особенностями психофизического развития;
  • участие в разработке региональных программ методической поддержки специалистов, работающих с детьми с особенностями психофизического развития в  условиях образовательной интеграции, повышение их профессиональной компетентности;
  • участие  в разработке региональных программ психолого-педагогической поддержки родителей детей с особенностями психофизического развития, осваивающих содержание образовательных программ специального образования, а также родителей нормально развивающихся детей;
  • создание медиотеки, формирование ее фонда современными учебными и иными  изданиями по вопросам обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития;
  • организация и проведение конференций, семинаров, практикумов и иных мероприятий по вопросам обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития;
  • оказание организационно-методической помощи администрации учреждений образования, реализующим образовательные программы специального образования;
  • организация и проведение консультаций для педагогических работников региона, реализующих образовательные программы специального образования в условиях образовательной интеграции, по вопросам развития, обучения и воспитания лиц с  особенностями психофизического развития с использованием соответствующих ресурсов опорного учреждения образования;
  • эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов.
  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Организационно-методическая работа:

  • подготовительная работа с обучающимися и их законными представителями  по принятию условий и правил функционирования специальных групп;
  • подбор кадров для работы в специальных группах;
  • организация и осуществление на диагностической основе коррекционно-образовательного процесса, коррекционно-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития;
  • программно-методическое обеспечение процесса интегрированного обучения и воспитания;
  • организация работы волонтеров из числа обучающихся, студентов, родителей для работы с лицами с особенностями психофизического развития.

3.2. Работа по созданию адаптивного образовательного пространства:

  • создание адаптивной образовательной, в том числе безбарьерной, пространственной среды в учреждении образования в целом (организация макропространства);
  • создание доступного развивающего пространства, обладающего наибольшим стимулирующим и поддерживающим потенциалом, в группах (организация микропрорстранства);
  • организация воспитательной работы с обязательным включением лиц с особенностями психофизического развтия в совместную деятельность (трудовую, бытовую, художественную, оздоровительную, спортивную и др.).

3.3. Информационно-методическая работа:

  • осуществление комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения развития обучающихся с особенностями психофизического развития;
  • активное использование в коррекционно-образовательном процессе современных информационных коммуникационных технологий, адекватных возможностям и потребностям обучающихся;
  • пропаганда инклюзивных процессов в образовании, работа по формированию толерантного отношения в обществе к лицам с особенностями психофизического развития.
  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

4.1. Деятельность опорного учреждения образования направлена на создание единого научно-методического пространства, обеспечивающего реализацию направлений для региональной системы образования.

4.2. Деятельность учреждения образования в режиме опорного может быть прекращена в случае невостребованности содержательных и организационных форм деятельности образовательной интеграции или по другим обоснованным причинам.

4.3. Опорное учреждение образования имеет право осуществлять международное сотрудничество в сфере образования в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

4.4. Опорное учреждение образования имеет право осуществлять экспериментальную и инновационную деятельность в соответствии с законодательством.

  1. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

5.1. Финансирование деятельности опорного учреждения образования осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых        учреждениям образования из  местных бюджетов, а так же иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

5.2. Допускаются внебюджетные источники финансирования.

свернуть

Опорное учреждение образования  по осуществлению образовательной интеграции детей с особенностями психофизического развития.

01.09.2023

«Детский сад № 1 г. Крупки» является опорным учреждением образования  по осуществлению образовательной интеграции детей с особенностями психофизического развития.

 

Приказом отдела образования, спорта и туризма Крупского райисполкома № 143 от 01.09.2014  «Об определении опорных учреждений образования по интегрированному обучению и воспитанию детей с особенностями психофизического развития» государственное учреждение образования «Детский сад № 1 г.Крупки» был определен опорным учреждением образования  по осуществлению образовательной интеграции детей с особенностями психофизического развития.

     Работа государственного учреждения образования осуществляется в соответствии с положением об опорном учреждении образования: обеспечение доступности образования,  лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями на уровне дошкольного образования в соответствии с образовательными стандартами; создание специальных условий для получения образования лицам с особенностями психофизического развития и оказания им коррекционно-педагогической помощи; создание необходимой оптимальной образовательной среды для обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития; работа с детьми родителями, педагогами учреждений образования по формированию позитивного отношения к лицам с особенностями психофизического развития; организация и проведение семинаров, практикумов и иных мероприятий по вопросам обучения и воспитания лиц  с особенностями психофизического развития.

 

 

свернуть

Психолого-медико-педагогическая комиссия

01.09.2023
 

Диагностическая деятельность государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации осуществляется в соответствии со статьей 265 Кодекса Республики Беларусь об образовании и на основании главы 4 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011г. № 233 «Об утверждении Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь».

В государственный ЦКРОиР, координирующий деятельность в сфере специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, представляются организациями здравоохранения при наличии клинического диагноза с признаками явных физических и (или) психических нарушений и с согласия законного представителя ребенка сведения о ребенке с особенностями психофизического развития.

Целью диагностической деятельности государственного ЦКРОиР является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования. Для проведения психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития создается психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – комиссия).

Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического развития.

Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:

  • выписка из медицинских документов;
  • медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета);
  • педагогическая характеристика, представляемая учреждением (организацией), в котором обучается или воспитывается ребенок.

В ходе психолого-медико-педагогического обследования устанавливаются структура и степень тяжести физического и (или) психического нарушения у ребенка в соответствии с психолого-педагогической классификацией путем:

изучения характера протекания психических процессов и сущности индивидуально-психологических особенностей ребенка;

выявления вторичных по своей природе нарушений, которые могут быть причиной трудностей в обучении, определяются их причины;

определения соответствия (или несоответствия) актуального развития регуляторной сферы, познавательной деятельности и поведения условно-нормативному развитию;

оценки уровня освоения содержания образовательных программ и сформированности основных социальных навыков;

определения путей компенсации имеющегося нарушения, потенциальных возможностей и перспектив для интеграции ребенка в общество.

Результаты психолого-медико-педагогического обследования заносятся в протокол обследования, который подписывается руководителем ЦКРОиР, членами комиссии. Комиссия после коллегиального обсуждения результатов психолого-медико-педагогического обследования составляет заключение ЦКРОиР, содержащее:

  • описание структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения;
  • рекомендации об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказании коррекционно-педагогической помощи или о создании ему специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования.

На заключении ЦКРОиР в письменной форме оформляется согласие (несогласие) законного представителя с рекомендациями об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательной программе специального образования.

Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении ЦКРОиР и подписывается этим законным представителем и руководителем государственного ЦКРОиР, а в случае отказа законного представителя поставить подпись – и членами комиссии.

В рамках диагностической деятельности ЦКРОиР с согласия законных представителей проводит в учреждениях дошкольного и общего среднего образования предварительное обследование обучающихся с целью выявления нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи.

По результатам проведенного обследования оформляется заключение ЦКРОиР на каждого обучающегося, нуждающегося в коррекционно-педагогической помощи, которое направляется в учреждение дошкольного образования и (или) в учреждение общего среднего образования.

В случае несогласия с заключением государственного ЦКРОиР, координирующего деятельность в сфере специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, законный представитель может обратиться в областной ЦКРОиР для пересмотра образовательного маршрута.

свернуть